В ПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯ
РАСЧИСТКА ПОЛОСЫ ОТВОДА
ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
^ т^
УДК 625.121
ВВЕДЕНИЕ
Расчистка полосы отвода железной дороги.
Соколов Ф. Г. М., «Транспорт», 1974, с. 1—64.
В брошюре изложены вопросы, связанные с расчисткой полосы отвода для железной дороги. Даны основные сведения о полосе отвода и об организации в ее пределах работ по рубке и трелевке леса, корчевке пней, уборке порубочных остатков. Приведены краткое описание и характеристики строительных машин, механизмов и транспортных средств, рекомендуемых для расчистки трассы в горно-таежной местности. Освещены способы и приемы выполнения отдельных технологических процессов и рабочих операций, встречающихся на расчистке просек. Содержатся основные сведения по технике безопасности при выполнении лесосечных и подъемно-транспортных рл-бот. Брошюра предназначена для рабочих, занятых на расчистке трассы железных дорог.
Рис. 26, табл. 2.
31802-555
049(01)-74 БЗ-74-14-74
1974
Б июле 1974 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. По масштабам работ, экономическому и социально-политическому значению эта магистраль будет выдающимся сооружением двадцатого века.
Ввод в строй этой магистрали даст возможность поставить на службу народному хозяйству крупнейшие запасы высококачественного угля, железной и марганцевой руды, цинка, слюды, молибдена, олова, меди, асбеста. На базе огромных лесных массивов Восточной Сибири получит дальнейшее развитие лесоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Длина магистрали от Усть-Кута (ст. Лена) до Комсомольска-на-Амуре — более 3000 км. Она пройдет через поселки Нижнеангарск, Чара, Тындинский, Ургал, по северным районам Иркутской области, Бурятской АССР, Читинской и Амурской областей, Хабаровского края.
Байкало-Амурская железнодорожная магистраль объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В сооружении БАМ принимает участие вся страна. Начиная с 1975 г. в строительстве БАМ будет ежегодно участвовать не менее 20 тысяч молодых рабочих.
При сооружении Байкало-Амурской магистрали строителям предстоит преодолеть большие трудности, связанные с тяжелыми природно-климатическими условиями в зоне строительства. Трасса пройдет по районам вечной мерзлоты, через горные хребты, бурные полноводные реки, болота, по
участкам высокой сейсмичности, снежных лавин, каменных осыпей^ в большей своей части,— в.таежной местности.
До начала сооружения земляного полотна, временных автомобильных дорог, жилых и служебно-технических зданий необходимо расчистить полосу отвода будущей магистрали, вырубить и убрать деревья и кустарник, выкорчевать пни. Работы эти отличаются большой трудоемкостью. Расчистка просеки требует почти таких же трудовых затрат, какие необходимы для укладки и балластировки кути. На строительстве многих железных дорог работы по вырубке и расчистке трассы в значительной мере определяли сроки начала сооружения земляного полотна. Поэтому очень важно правильно и своевременно организовать эти работы, используя богатый опыт организаций Министерства транспортного строительства и Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности.
В настоящее время на валке, трелевке и других работах, связанных с расчисткой полосы отвода, применяют высокопроизводительные механизмы, позволяющие значительно облегчить тяжелый труд лесорубов. Правильное использование современной техники позволяет внедрять прогрессивный поточный метод работ при рубке и расчистке просеки.
При подготовке брошюры к изданию были учтены рекомендации главного инженера Главжелдорстроя Урала и Сибири Министерства транспортного строительства Ю. И. Черно-баева, которому автор приносит свою благодарность.
ПОЛОСА ОТВОДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Полосой отвода называют участок земли, предназначенный для строительства и эксплуатации железной дороги. В нее входят площади, занимаемые земляным полотном и искусственными сооружениями со всеми прилегающими устройствами, а также земли, необходимые для размещения технических обустройств железной дороги, жилых поселков, насосных станций, водозаборных и других сооружений и устройств.
При сооружении железных дорог в полосу отвода входят также земельные участки, подлежащие временному отводу на период строительства для размещения механизированных н звеносборочных баз, складов строительных материалов, гаражей, временных подъездных (карьерных) путей, автомобильных дорог, а также площади, необходимые при выполнении работ способом гидромеханизации под грунтовые карьеры и резервы, под постоянные и временные отвалы грунта и вскрышных пород, трубопроводы, линии электропередачи, жилые, общественные, коммунальные и административно-хозяйственные здания и другие сооружения и устройства.
В пределах трассы железной дороги наибольшую ширину имеет полоса отвода на станциях (для путевого развития, размещения производственных зданий, жилых поселков), а также на участках высоких насыпей и глубоких выемок, где требуется устройство резервов, кавальеров, нагорных канав, укрепительных, снегозащитных и других сооружений.
БАМ будет строиться как магистраль I категории, исходя из чего и будут определены проектом размеры полосы отвода
5
конкретно для каждого участка (от 24 м — на перегонах, до 200 м и более — на станциях).
Расстояние от подошвы насыпи или бровки выемки (а при наличии резервов и водоотводных канав — от их верхних крайних точек) до границы полосы отвода на перегонах принимают, как правило, не менее 2 м, а в исключительных случаях — не менее 1 м.
На горных участках трассы БАМ, подверженным снежным обвалам н лавинам, осыпям и оползням, там, где предусматривается строительство противообвальных, противооползневых и других сооружений, ширина полосы отвода будет определена индивидуальными проектами.
На участках железной дороги, проходящих в лесных массивах, ширина полосы отвода устанавливается не более, чем ширина полосы отвода на соседних снегозаносимых участках, ограждаемых защитными лесными насаждениями.
Отвод земель для железнодорожных поселков производится по типовым проектам с общим архитектурно-планировочным решением, обеспечивающим кооперирование и блокирование зданий общественного назначения с учетом повышения этажности застройки, сокращающей отводимые размеры земли и затраты на благоустройство и сооружение инженерных сетей.
Между станциями и зоной жилой застройки поселков предусматривается устройство санитарно-защитной зоны шириной не менее 50 м, считая от оси крайнего существующего или проектируемого железнодорожного пути до красной линии жилой застройки. При наличии огнеопасных сооружений этот разрыв устанавливают с учетом противопожарных требований. Строительство капитальных зданий и сооружений, закладка резервов, отсыпка кавальеров и другие работы в санитарно-защитной зоне, как правило, не допускаются.
При проектировании и освоении полосы отвода должны строго соблюдаться требования Закона об охране природы РСФСР и Закона о мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Пахотные земли и другие сельскохозяйственные угодья, отводимые для строительства БАМ во временное пользование, как правило, не должны попадать в зону строительства дороги и при всех условиях должны быть возвращены в установленный срок в состоянии, пригодном для сельскохозяйственного производства.
План полосы отвода составляется проектной организацией в масштабе 1:5000 с нанесением на него: оси трассы с показанием километров, пикетов, элементов кривых и границ полосы отвода, контура развития раздельных пунктов, усадеб линейно-путевых зданий, водозаборных сооружений; границ и зон санитарной защиты; административно-территориального деления, границ землепользования лесхозов, совхозов и колхозов; искусственных сооружений, влияющих на размеры полосы отвода, границ полосы отвода специальных зон и мест установки межевых столбов.
В пояснительной записке по отводу земель приводят: обоснования необходимых размеров полосы отвода; принадлежность подлежащих изъятию земель и их характеристику; наличие пересечений районов с выявленными месторождениями полезных ископаемых; обоснования невозможности размещения проектируемых сооружений вне земель, принадлежащих тем пли иным владельцам; обоснования выделения площадей земли для временного отвода и другие данные.
Проект полосы отвода согласовывается проектной организацией с местными советами, лесохозяйственными органами и другими заинтересованными организациями. Оформление отвода земель и отвод их в натуре, получение разрешения на вырубку леса осуществляется Дирекцией по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и ее представителями на местах.
Рубку леса и кустарника в районах, где пройдет трасса БАМ, следует производить только в границах, установленных проектом. В противном случае может быть неоправданно нарушен термический режим вечномерзлых грунтов и как следствие возникнет угроза стабильности возводимых сооружений
7
л ухудшения условий ограждения земляного полотна от снежных заносов.
В общем порядке организации строительства новых железнодорожных линий расчистка трассы входит в состав подготовительных работ и должна выполняться после восстановления и закрепления трассы, после того, как проектом будут определены границы полосы отвода под железную дорогу, когда полоса отвода с установкой в натуре граничных знаков оформлена заказчиком в надлежащем порядке. На строительстве БАМ разрешено осуществлять расчистку просеки, строить временные сооружения, производить подготовительные и другие работы без предварительного оформления полосы отвода установленным порядком.
Это обстоятельство усиливает ответственность органов заказчика, проектировщиков и строителей за правильное осуществление работ по расчистке полосы отвода и обязывает выполнять их с высоким качеством, без ущерба для эксплуатации будущей железной дороги и для последующего развития сельскохозяйственного и промышленного производства на прилегающих территориях.
Сплошная вырубка леса и кустарника в пределах полосы отвода на перегонах должна производиться в строгом соответствии с проектом в пределах расположения земляного полотна (включая бермы, резервы и кавальеры), а также в местах устройства линий электроснабжения, связи и СЦБ, железнодорожных зданий, водоотводных канав, временных дорог, карьеров и других сооружений. Вне пределов сплошной вырубки срубают деревья, которые могут упасть на путь и повредить линии электроснабжения, связи и СЦБ, а также деревья, ухудшающие видимость сигналов и переездов.
На станциях и разъездах лес вырубают лишь на площадях, предназначенных для укладки путей, застройки зданий, прокладки дорог и постройки других станционных сооружений согласно проекту.
На трассе БАМ вырубка леса, не обусловленная проектом, недопустима, так как эта трасса на всем протяжении проходит 8
В зоне вечной мерзлоты, а вырубка леса в такой зоне может привести к протаиванию вечномерзлых грунтов, что повлияет на стабильность и долговечность возводимых сооружений и на устойчивость косогоров.
Корчевку пней в пределах полосы отвода следует делать под насыпями высотой до 1 м, в пределах оснований подушек, дамб и гидротехнических насыпей независимо от их высоты, в пределах планировочных насыпей высотой до 0,5 м и территорий выемок, резервов, грунтовых карьеров, грунт из которых используется для возведения насыпей, а также по трассе подземных трубопроводов на ширину полосы, указанную в проекте. Необходимость корчевки пней на участках расположения выемок, траншей и канав глубиной более 0,5 м устанавливается проектом организации строительства в зависимости от вида и типоразмера землеройной машины, принятой для разработки грунта.
В основании насыпей высотой более 1 м и в основании планировочных насыпей высотой 0,5 м могут быть оставлены пни высотой не более 20 см над естественной поверхностью земли.
Участки полосы отвода после окончания вырубки и расчистки просек должны быть сданы по акту организациям, выполняющим работы по сооружению земляного полотна.
При оформлении отвода земель постоянного и временного пользования, необходимых для постройки железной дороги и размещения всех сооружений и устройств, руководствуются Инструкцией о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использования полосы отвода.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО РАСЧИСТКЕ ПОЛОСЫ ОТВОДА
Работы по расчистке трассы входят в подготовительный период строительства железной дороги, когда осуществляется техническая и организационно-хозяйственная подготовка строительства. Выполняют их прежде всего на участках, где
9
предусмотрено первоочередное развертывание основных работ по сооружению линий, как правило, сразу во всех пунктах примыкания ее к действующим железнодорожным, автомобильным и водным путям. Такой порядок предусмотрен и на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Работы по расчистке трассы мало чем отличаются от лесосечных работ, выполняемых лесозаготовительными предприятиями Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленно сти. В состав тех и других работ входят: валка деревьев, обрубка сучьев, трелевка, раскряжевка, погрузочно-разгрузочные и транспортные операции, уборка порубочных остатков и другие работы.
Существует типовой, обязательный для всех леспромхозов образец технологической карты. Технологическая карта должна содержать краткую характеристику условий и особенностей производства работ, технико-экономические показатели строительного процесса, схему организации строительного процесса, организацию и методы труда рабочих, график выполнения работ, требуемые материально-технические ресурсы, калькуляцию стоимости трудовых затрат. Оргтрансстроем Министерства транспортного строительства разработаны типовые технологические карты применительно к условиям расчистки от леса и кустарника полосы отвода строящихся железных дорог. На основе типовых технологических карт на месте должны быть составлены технологические карты, отражающие конкретные условия того или иного участка БАМ. Без наличия утвержденной технологической документации начинать работы по расчистке трассы не разрешается.
В технологической документации должны быть указаны размеры лесосек, делянок, пасек, а также способы организации валки, трелевки, разделки и вывозки леса.
Разделкой (раскряжевкой) называют распиливание хлыстов (стволов деревьев, у которых обрублены сучья) по размерам на сортименты.
Лесосекой называют участок лесной площади, отведенный для заготовки растущего на нем леса. Лесосекой явля-
Ю
ется и участок трассы в пределах полосы отвода. Лесосека обычно закрепляется за прорабским пунктом или участком-строительного мастера. На ней располагаются бригады и средства технического и бытового обслуживания.
Лесосеки обычно разбивают на д е л я н к и, которые могут быть закреплены за комплексной бригадой. На делянках выполняют весь комплекс лесосечных операций — от валки деревьев до погрузки их в транспортные средства. В технической литературе делянку называют лесорубочным участком (по ее технологическому назначению).
На делянках выделяют пасеки, т. е. полосы леса шириной от 25 до 45 м вдоль трелевочного волока — полосы, по которой осуществляют трелевку (перемещение) спиленного леса. На пасеках выполняют первоначальные лесорубочные операции — валку деревьев, обрубку сучьев и др.
При трелевке лебедками делянку разбивают не на пасеки, а на секторы — участки, имеющие форму треугольника, в вершине которого находится трелевочная мачта, а основание проходит по границе делянки (полосы отвода).
Пасеки могут быть разделены на ленты — узкие полосы, параллельные пасечному волоку.
Разработку лесосек можно вести с параллельным или диагональным расположением трелевочных волоков (рис. 1). Выбор той или иной схемы зависит от местных условий.
Пасечный волок / (см. рис. 1) используют для трелевки древесины только с одной пасеки, посредине которой он проходит. К магистральным волокам 2 предъявляют более высокие требования — они должны быть хорошо подготовлены, так как работы на них осуществляются в значительных объемах и в течение продолжительного времени. Бригада может иметь одну или несколько погрузочных площадок в зависимости от того, куда и как отгружают лес: хлыстами, деревьями или сортиментами.
Способ разработки пасек (рис. 2) зависит от того, каким образом производят трелевку за комли или за вершины. За комли трелюют деревья, за вершины — хлысты.
11
Когда рубку ведут по методу узких лент, тогда делянку разбивают на пасеки, ширина которых равна средней высоте деревьев. Посредине каждой пасеки прокладывают волок шириной 5 м. Валку деревьев на волоке начинают с ближнего конца вершинами по направлению к магистральному волоку (погрузочной площадке). После ухода вальщика на безопасные расстояния или на другой волок обрубают сучья и трелюют хлысты. Затем валят деревья сначала с одной полупасеки — с ближнего к магистральному волоку конца. Вальщик, переходя от дерева к дереву, перемещается от волока поперек полупасеки, до ее границы, а затем обратно и т. д. Деревья валят так, чтобы как можно большая часть кроны попала на волок, а угол между деревом и волоком был бы не более 30°.
Сучья, обрубленные с той части кроны, которая находится над волоком, остаются на волоке, а те, что остались на пасеке, перемещают на волок. Собирают сучья после окончания трелевки хлыстов с данной площади. Собранные сучья на волоке при необходимости могут быть уплотнены специальным проходом трактора.
При ширине пасеки 35 — 45 м (см. рис. 2, б) деревья валят под углом 45—60° к волоку. Но так как всю пасеку за один проход вырубить сложно, то ее делят на ленты шириной 8—10 м
.
Рис. 1. Схемы разработки лесосек:
а — при параллельном расположении волоков; 6 — при диагональном расположении волоков; / — трелевочные (пасечные) волоки; 2 — магистральные волоки; 3 — границы пасек; 4 — границы 50-метровой зоны безопасности- 5 — погрузочная площадка; 6 — лесовозная дорога
12
Рис. 2. Схемы разработки пасек:
а — по методу узких лент; б — за вершины широкими пасеками; в — за комли, лентами, параллельными волоку; г — за комли, лентами, под углом к волоку; д — на подкладочное дерево; ) цифрами указан порядок разработки лент [при разработке двумя полупасекайи (г и д) разрабатывают вначале левую (1—11), затем — правую (4'—12')}
разрабатывая их в такой последовательности: сначала валят деревья у волока и после того как все хлысты полностью стре-леваны, разрабатывают с этой же стороны крайнюю ленту. Затем валят и трелюют деревья в такой же последовательности с другой стороны волока.
Разработку пасек лентами, параллельными волоку (см. рис. 2, в), применяют при трелевке за-комли. С лент шириной 6 — 8 м деревья валят кронами на волок, а с последующих лент — кронами на вырубку под утлом 45 — 60° к волоку. Трактор набирает воз (несколько деревьев) непосредственно на ленте, затем после формирования воза выходит на волок. При этом методе ленты разрабатывают последовательно, с постепенным удалением от волока. Если стенка леса удаляется от волока на 50 — 60 м, трактор накатывает следующий волок. Этот метод рекомендуется при хороших грунтах летом и неглубоком снеге зимой.
При разработке пасек лентами под углом к волоку (см. рис. 2, г) также применяют трелевку за комли. Волоки при этом
13
разрубают заранее, начиная с дальнего конца. Первые деревья валят в свободные промежутки между стоящими деревьями. После этого ведут разработку полупасек лентами шириной 8 — Юм, примыкающими к волоку под углом 45 — 60°. Разработку ведут с дальнего конца полупасек, начиная от волока и кончая серединой пасеки. На одной ленте должно быть навалено столько деревьев, сколько необходимо для набора одного воза трактора. При этом трактор не сходит с волока, поэтому такой метод сложно применять зимой при глубоком снеге и летом на слабых грунтах.
Когда деревья на одной ленте повалены, следует сразу же стрелевать их, иначе нельзя начинать вырубку на следующей ленте. При этом методе возможны простои трактора в ожидании поваленных деревьев и простои вальщиков в ожидании трактора. Поэтому необходимо четко увязать выполнение валочных и трелевочных работ.
Разработку пасек с подкладочным деревом (см. рис. 2, д) ведут также под углом к волоку. Предварительно вдоль ленты валят так называемое подкладочное дерево, а на него — деревья с ленты вершинами на волок. На одно подкладочное дерево в среднем валят 10 — 12 деревьев. Длина ленты при этом равна длине подкладочного дерева (т. е. средней высоте древостоя). Применение подкладочного дерева облегчает чокеровку (строповку) поваленных деревьев, так как их комли приподняты.
При выполнении подготовительных работ согласно требованиям техники безопасности на всей территории, подлежащей вырубке, должны быть убраны опасные деревья, т. е. такие деревья, которые могут самопроизвольно упасть от ветра, толчка^или удара. К таким деревьям относятся гнилые, сухостойные, зависшие, ветровальные и т. п. Зависание деревьев может произойти и при их валке, в ходе подготовки лесосеки. Гнилое дерево считают опасным, если гниль выходит на поверхность ствола и занимает не менее половины его окружности. Буреломное дерево опасно, если обломившаяся верхняя часть его не полностью отделилась от стоящей комлевой час-14
ти. Ветровальное дерево опасно, когда оно вывернуто с корнем, но вершина его не лежит на землеПеред валкой каждого опасного"дерева следует осмотреть его не заходя под его крону, валочной вилкой проверить устойчивость дерева и выбрать направление его валки. Валят опасное дерево в свободный промежуток между другими деревьями с учетом его наклона. Зависшие и другие деревья снимают, стягивая их за комель, в необходимых случаях с помощью ручных лебедок, воротов, полиспастов и натяжных приспособлений. При этом один конец троса крепят за комель зависшего дерева, а другой конец — за ствол другого, здорового дерева толщднойне менее 24 см, имеющего крепкую корневую систему.
Уборку опасных деревьев должна производить специальная бригада, хорошо обученная и имеющая опыт, подчиняется она строительному мастеру или производителю работ.
Территорию, где будет производиться рубка просеки, лучше готовить заранее в бесснежный период, или при глубине снега не более 30 см. Рубку просеки следует выполнять, так чтобы в результате вырубки опасных деревьев не был захламлен участок работы. Так, если у поваленных в процессе подготовки делянки деревьев обрубить сучья и не убрать их, то они будут занесены снегом, стволы и сучья примерзнут к земле и выполнение основных работ будет крайне затруднено.
Чтобы не создать завалов при подготовке лесосеки, работы
по валке и уборке опасных деревьев ведут, если число таких
деревьев составляет не более 20% общего числа деревьев на ле
сосеке. При большем числе опасных деревьев нужно прини
мать специальные меры для безопасного выполнения этой ра
боты.
Перед разработкой просеки делают разметку волоков с
учетом особенностей рельефа, почвы, древостоя и других фак
торов, руководствуясь технологической картой, с необходи
мыми уточнениями. После разметки волоков вырубают на
них деревья (сначала на магистральных волоках, а затем
15
па пасечных), спиливая их по всей ширине волока. Возможна также вырубка волоков с прилегающими к ним полупасеками.
Магистральные волоки целесообразно разрабатывать одновременно с уборкой опасных деревьев. На сырых заболоченных местах волоки застилают сучьями.
При очень слабых грунтах на волоках устраивают сплошные настилы в виде уложенных вплотную поперечин диаметром 20 --- 30 см из дровяной древесины (гати), сооружение таких настилов — довольно трудоемкая работа, поэтому устройство волоков и вырубку просеки на очень слабых грунтах и на болотах целесообразнее производить зимой. В этом случае по намеченному для волока направлению несколько раз проходит трактор, приминая снег, в результате чего основание волока приобретает необходимую плотность. Первые проходы трактора должны проводиться с большой осторожностью после тщательной проверки состояния болота.
Подготовка погрузочных (разделочных) пунктов состоит в вырубке площадки для установки оборудования, расчистке ее от валежника, кустарника и валунов, опиливании пней заподлицо с землей, разрубке 50-метровой зоны безопасности. Если погрузочный пункт примыкает к полосе отвода, то лес в зоне безопасности не вырубают, но на расстоянии 50 м от полосы отвода убирают все опасные деревья.
В организации работ по расчистке просек 'исключительно важное значение имеет правильный выбор лесовозных дорог (усов). Их направление, протяженность и очередность строительства намечают заранее, до организации вырубки просеки с учетом технологии разработки просеки, наиболее рациональных схем перевозки леса, а главное — с учетом возможности использования их в будущем как землевозных дорог и дорог для подвоза конструкций и материалов к местам постройки искусственных и других сооружений.
Для прокладки дороги вырубают полосу шириной 8 м, а опасные деревья вдоль по обе ее стороны в пределах 25-метровой полосы убирают до начала строительства. 16
При автомобильной вывозке леса дороги могут быть грунтовыми (наезженными по естественному грунту), профилированными, улучшенными добавками песка или гравия. Зимой делают снежные дороги (накатанные по уплотненному снегу) и снежно-поливные. На слабых грунтах делают лежневые дороги (укладывают щиты из бревен или хлыстов) или из сборных железобетонных плит — после подготовки основания.
Лесовозные дороги строят специальные бригады, руководствуясь чертежами и технологическими картами.
При сооружении железных дорог работы по расчистке трассы ведут постоянно в голове, поэтому занятые на расчистке рабочие и применяемые механизмы, а также жилые, культурно-бытовые и служебно-технические помещения должны перемещаться вдоль трассы. Все эти сооружения должны быть блочными, перевозимыми и действующими в любых погодных условиях.
На отдельных участка БАМ для расчистки трассы могут быть организованы специализированные механизированные колонны, прорабские пункты или^частки строительного мастера, укомплектованные машинами, механизмами и вспомогательным оборудованием.
К вспомогательным сооружениям и оборудованию относятся обогревательные помещения, столовая, помещения для прораба (мастера), помещения и средства для выполнения технических уходов и мелких ремонтов машин, а также такелажное оборудование, инструмент, измерительные приборы и т. д.
Место для размещения жилья и вспомогательного оборудо вания выбирают с учетом наиболее рациональной организации лесорубочных работ и удобного культурно-бытового обслуживания рабочих. Площадка для этих целей должна быть сухой и по возможности находиться вблизи от источника воды для технических и бытовых целей.
Емкости для горюче-смазочных материалов (ГСМ) должны быть удалены от другого оборудования на расстояние не менее 50 м. Растительный слой под ними и на расстоянии 2 м вокруг них снимают. На площадке для стоянки тракторов пни среза-
2 Зак. 1213 17
ют заподлицо с землей. Порубочные остатки убирают с территории на расстоянии 20 м от границ расположения вспомогательного оборудования.
Для обогрева рабочих и укрытия от непогоды, а также для хранения одежды и мелкого инструмента в местах производства работ для каждой бригады ставят обогревательные домики из расчета не менее 0,5 м2 площади на каждого работающего.
Поделитесь с Вашими друзьями: |