Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07
"О введении ФГОС ОВЗ"
В рамках реализации Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за N ДЛ-5/07вн, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ.
Методические рекомендации разработаны ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет" (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд N 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014 г.).
Обращаем дополнительное внимание, что примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, разработанные в соответствии с ФГОС ОВЗ, размещены на сайте fgosreestr.ru.
Приложение: на 125 л. в 1 экз.
Методические рекомендации
по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(разработаны в рамках Государственного контракта от "10" апреля 2014 г. N 07.028.11.0005 "Повышение квалификации руководителей и педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ по вопросам реализации федерального государственного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы")
Введение
Данные рекомендации имеют целью представить возможные варианты деятельности образовательных организаций в период внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих обучающихся, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), задержкой психического развития (ЗПР), тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и расстройствами аутистического спектра (РАС) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О у/о).
Приведенные материалы могут быть рассмотрены как рекомендательные и примерные, поскольку реальная работа образовательной организации будет зависеть от региональной политики и особенностей социальной ситуации в регионе, состава педагогического коллектива и его готовности к учету разнообразия особых образовательных потребностей обучающихся.
Вместе с тем целесообразно при введении ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о выстроить проектную модель, определяющую примерную последовательность и содержание действий по их введению в работу образовательной организации.
Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:
2016-2017 уч.г. - 1 классы
2017-2018 уч.г. - 1 и 2 классы
2018-2019 уч.г. - 1,2 и 3 классы
2019-2020уч.г. - 1,2,3 и 4 классы
Задачи при введении ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:
Подробнейшим образом изучить примерные АООП, учебные планы
Разработать на их основе АОП образовательной организации
Обеспечить кадровый состав с соответствующим повышением квалификации
Организовать сетевое взаимодействие при невозможности полной реализации программы коррекционных курсов в образовательной организации
Обеспечить материально-технические условия (спроектировать предметно-пространственную среду)
Организовать информационно-просветительскую работу о ФГОС ОВЗ
В качестве основных ступеней внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в практику работы образовательной организации могут выступать следующие организационно-содержательные мероприятия:
1. Создание рабочей группы по сопровождению внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
2. Анализ требований ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающимися с ОВЗ. Определение проблемных точек, объема и характера (доработка, разработка заново, корректировка и пр.) необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.
3. Разработка необходимой документации. Обсуждение и утверждение документов в образовательной организации.
4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о через повышение квалификации.
5. Разработка необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочих программ, дидактических материалов и пр.) с учетом рекомендаций, разработанных рабочей группой, и соответствующих внутренних локальных актов учреждения.
6. Мониторинг готовности образовательной организации к введению ФГОС и, при необходимости, получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
7. Информирование родителей об особенностях и перспективах обучения обучающихся с ОВЗ.
8. Набор обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью
В разделах рекомендаций будут освещены вопросы нормативно-правового обеспечения внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и права и обязанности родителей обучающихся с ОВЗ; особенности реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в условиях специальной (коррекционной) школы; особенности реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в условиях общеобразовательной школы (инклюзивное образование), в том числе особенности создания образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведены практические примеры из опыта работы экспериментальных площадок.
Основные термины
ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ООП НОО - основная образовательная программа начального общего образования
ОО - общеобразовательная организация
АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа
ПАООП НОО - примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
ПАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
СИПР- специальная индивидуальная программа развития
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум
ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида
1. Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
В нескольких статьях ФЗ N 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельнаястатья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.
Частью 16 статьи 2 ФЗ N 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий". Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ N 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказомМинобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования", и программе общего образования, утвержденнойприказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.
В рекомендациях ПМПК должна быть определена образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ N 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ N 273); форма получения образования; необходимость периода динамического наблюдения; направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофре-нопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог); условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ N 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "30 августа 2013 г."
- по дополнительным общеобразовательным программам - приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
ФЗ N 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ N 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".
Частью 6 ст. 11 вышеуказанного закона определено, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. А согласно ч. 7 ст. 12 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
В части 1 ст. 92 ФЗ N 273 предусмотрено, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.
Таким образом, адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.
Вместе с тем, вопрос государственной аккредитации по адаптированным программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в полном объеме не урегулирован. Планируется его решение в течение 2016 года.
Особенности организации образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для лиц с ОВЗ установлены разделом III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 июля 2015 г. N 1015.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "30 августа 2013 г."
В соответствии с п. 9 статьи 2 ФЗ N 273 образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общераз-вивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (обучающихся) с ОВЗ. Образовательная программа образовательной организации может включать в себя любые варианты АООП НОО или АОП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru
Варианты программ представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Категория детей с ОВЗ
|
Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
|
Глухие дети
|
1.1, 1.2, 1.3, 1.4
|
Слабослышащие дети
|
2.1, 2.2, 2.3
|
Слепые дети
|
3.1, 3.2, 3.3, 3.4
|
Слабовидящие дети
|
4.1, 4.2, 4.3
|
Дети с тяжелыми нарушениями речи
|
5.1, 5.2, 5.3
|
Дети с нарушениями ОДА
|
6.1, 6.2, 6.3, 6.4
|
Дети с задержкой психического развития
|
7.1, 7.2, 7.3
|
Дети с расстройствами аутистического спектра
|
8.1, 8.2, 8.3, 8.4
|
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
|
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1, 2
|
Согласно ч. 9 ст. 108 ФЗ N 273 выданные до 1 сентября 2013 г. лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с ФЗ N 273 до 1 июля 2016 года. Если переоформление лицензии и свидетельства о государственной аккредитации вызвано исключительно приведением образовательной деятельности в соответствие с ФЗ N 273 (без проведения лицензирования или государственной аккредитации новых образовательных программ либо новых мест осуществления образовательной деятельности), то названные процедуры осуществляются без проведения проверки соответствия образовательной организации лицензионным требованиям и ак-кредитационной экспертизы соответственно. В остальных случаях данные мероприятия проводятся согласно установленному порядку.
В соответствии со статьей 16 ФЗ N 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Минобрнауки России 9 января 2014 года N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
В данном разделе представлены документы федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации, знание которых является обязательным для руководителей образовательных организаций и желательным для всех членов педагогических коллективов. Это обусловлено тем, что обеспечение качественного образования детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС НОО ОВЗ иФГОС О у/о является обязанностью каждого педагога.
Федеральные документы
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26).
Поделитесь с Вашими друзьями: |