В. В. Буланов, д т. н., А. Г. Дибир, доцент, к т. н., Хгадту



Скачать 66.99 Kb.
Дата09.08.2019
Размер66.99 Kb.
#127880
ТипСтатья

Статья 16

УДК 629.735.017.1(075.8)



основные принципы эксплуатации транспортных машин по фактической надежности


В.В. Буланов, д. т. н., А.Г. Дибир, доцент, к. т. н., ХГАДТУ




Аннотация. Изложены основные принципы технического обслуживания и ремонта транспортных машин при их эксплуатации по фактической надежности. Рассмотрена схема логического анализа надежности систем и силовых установок.
Ключевые слова: анализ, фактическая надежность, функциональный отказ, эксплуатация.

Предварительные замечания


Надежность представляет собой некоторое комплексное свойство объекта, позволяющее ему выполнять заданные функции в течение заданного времени при заданных условиях без каких-либо нарушений. В этой связи можно рассматривать не только надежность технических устройств или каких-либо объектов, созданных человеком, но и надежность самого человека как специалиста, обслуживающего эти устройства (Комаров А. А., 1995). В настоящее время используются такие понятия, как «целевая надежность», «схемная надежность», «проектная надежность», «эксплуатационная надежность» и т. д.


Надежность изделия закладывается на этапе проектирования, обеспечивается на этапе производства, отработки и доработки и реализуется на этапе эксплуатации. Отметим, что обеспечение надежности конструкции, оборудования и систем транспортных машин заключается в своевременном обнаружении в материале или детали повреждений, которые могут стать причиной отказа, возникновения усталостной трещины, как в процессе производства, так и при эксплуатации изделия. Другим важным аспектом решаемой проблемы является задача технического обслуживания и эксплуатации техники и влияние «человеческого фактора» на этот процесс. Например, приблизительно 80% авиакатастроф есть следствие дефектов, внесенных в этот период техническим персоналом.

Эксплуатационная надежность

Рассмотрим некоторые вопросы эксплуатационной надежности. Первоначально проблема надежности решалась путем использования больших запасов прочности (до 18 для шатунов паровых машин на речном транспорте в середине XIX века), что увеличивало вес конструкции и оборудования, или за счет резервирования и дублирования агрегатов и систем, что также приводило к увеличению веса изделия.


Такой подход мог быть оправдан на каком-то этапе развития техники, для наземного и водного транспорта, но в авиации он совершенно неприемлем, так как существенно снижает летно-технические характеристики изделия и его конкурентоспособность на рынке. В настоящее время решить проблему безопасности эксплуатации невозможно, используя прежние подходы, так как они не могут в полной мере учесть все факторы, влияющие на безопасность. Необходимо было разработать и новую концепцию эксплуатации транспортных машин по фактической надежности. Впервые эта работа была проведена в авиации (Airline, 1980), так как при отказе оборудования, авария на земле не всегда может привести к катастрофе, то в воздухе авария практически всегда заканчивается катастрофой (табл.1).

Таблица 1 Усредненное отношение числа погибших к миллиону перевезенных пассажиров по СССР и России в конце 80-х – начале 90-х годов


Показатель

Вид транспорта

автомобильный

воздушный

речной

морской

железнодорожный

Отношение числа погибших к числу перевезенных

0,838

2,35

0,098

0,995

1,014

Существуют различные подходы решения проблемы эксплуатационной надежности: обеспечение надежности конструкции; обеспечение надежности оборудования и систем изделия. В первом случае, разрабатываются методы и реализующие их методики и устройства неразрушающего контроля и диагностики состояния элементов конструкций, позволяющие определить оптимальный интервал наблюдения между моментами контроля и оценить остаточную долговечность изделия. Во втором случае необходимо повсеместное внедрение принципов технического обслуживания и ремонта (ТОиР), ориентированных на максимальное использование фактической надежности авиационной техники. За рубежом подобные принципы были сформулированы в руководстве для промышленных фирм эксплуатирующих организаций – MSG-3 и применяются на практике с начала 80-х годов (Andrews R. A., 1988).


Одной из причин, тормозящий использование новых принципов ТОиР в Украине (как и в России) является ошибочное мнение о том, что они направлены главным образом на получение экономического эффекта , и не способствуют повышению безопасности, а в ряде случаев могут даже нанести ущерб безопасности эксплуатации летательных аппаратов. Вместе с тем новые принципы формирования программ ТОиР предусматривают:


  • максимальное использование всех видов информации о состоянии техники и потенциальных отказах для выработки эффективных мер, позволяющих предотвратить появление отказов;




  • использование систем контроля технического состояния для оценки остаточной долговечности и выбора оптимального интервала наблюдения вместо малоэффективной практики выполнения работ по календарным срокам или наработке;




  • сосредоточение внимания в процессе контроля только на тех элементах конструкции, которые играют важную роль для безопасности эксплуатации (теория «слабого звена»);




  • усиление взаимодействия фирм-изготови-телей и эксплуатирующих организаций в процессе разработки, производства и эксплуатации изделий;




  • использование схем логического анализа при выборе работ по ТОиР, позволяющих избавиться от малоэффективных плановых работ и сосредоточить усилия на выполнении работ, которые способствуют обеспечению безопасности эксплуатации авиационной техники;




  • принятие решения в качестве исходного критерия выбора работ по ТОиР степень влияния конкретного отказа (или повреждения) на безопасность эксплуатации.



Надежность систем и силовых установок

При выборе работ по ТОиР систем и силовых установок целесообразно применить схему логического анализа. Исходным моментом для правильного выбора работ следует считать степень влияния конкретного отказа на безопасность эксплуатации.


Первоначально при проверке функционирования системы отказ (функциональный) оценивается с позиции его возможных последствий, чтобы определить, к какой из двух категорий его следует отнести:
- к категории отказов, влияющих на безопасность, или
- категории отказов, не влияющих на безопасность эксплуатации, но влияющих на экономичность эксплуатации.
Далее функциональные отказы в системах и силовых установках классифицируют на отказы скрытые от эксплуатирующего экипажа (эксплуатирующий экипаж – квалифицированный персонал, обслуживающий кабину и салон самолета), и отказы, которые становятся очевидными в процессе выполнения экипажем своих прямых обязанностей.
Прежде чем приступить к анализу по предложенной логической схеме требуется определить системы и агрегаты, отказы которых:


  • могут влиять на безопасность и/или;




  • не могут быть обнаружены во время работы и/или;




  • могут быть обнаружены с малой вероятностью и/или; могут существенно повлиять на эксплуатацию и/или могут существенно повлиять на экономичность.

Следует отметить, что первоначальный перечень важных систем и агрегатов для ТОиР подготавливает фирма изготовитель. На каждое изделие, признанное важным для ТОиР, заполняется рабочая карта, которая считается неотъемлемой частью документации. В ней приводятся подробные сведения о выполняемой агрегатом функции, функциональном отказе, причине и последствиях отказа, а также любые другие дополнительные сведения. Эти сведения являются необходимым условием для правильного анализа каждого функционального отказа.










Рис.1.Схема определений категорий последствий функциональных отказов




Схема логического анализа систем и силовых установок предусматривает вначале определение категории отказа (рис.1). Дальнейший анализ функционального отказа ведется по схеме логического анализа для данной категории функционального отказа. Анализ имеет целью определить программу работ: плановых и внеплановых.
Плановые работы:

  • смазка (дозаправка);

  • проверка работоспособности (визуальная проверка);

  • осмотр (функциональная проверка);

  • восстановление;

  • списание.

Внеплановые работы выполняются по необходимости, в результате:



  • выполнения плановых работ;

  • информации, полученной от технического персонала или эксплуатирующих экипажей;

  • анализа информации, поступающей в ходе эксплуатации летательных аппаратов.

Как известно, целью внеплановых работ является восстановление техники до приемлемого уровня.


Приоритетность этих работ в схемах логического анализа подчеркивается очередностью их рассмотрения.

Заключение

1. Современные программы ТОиР для систем и

силовых установок следует формировать главным образом из плановых работ по контролю состояния.
2. Основные принципы эксплуатации авиационной техники по фактической надежности можно адаптировать и для других видов транспортных машин.

Литература

Комаров А. А. (1995). Надежность воздушных судов: Учебное пособие. – Киев: КМУГА. – 416 с.

Airline (1998). (Manufacturer Maintenance Program Development Document) Originally issued September 30, 1980, March 31, № 1. – 32 p.

Andrews R. A. (1980). New Concept in Contractor Support Assured System Availability // Air Force Journal & Logistic, Spring. – p. 17 – 29.

Рецензент: В.Н.Кобрин, профессор, д. т. н., ГАКУ «ХАИ».

Статья поступила в редакцию 23 января 2001 г.





Каталог: library -> 3 ТЕХНИКА И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ -> 39 ТРАНСПОРТ -> 39.5 ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ -> ЭКСПЛУАТАЦИЯ%20И%20РЕМОНТ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ%20И%20РЕМОНТ -> Рекламационная работа на этапе реализации хозяйственных договоров воинскими частями
ЭКСПЛУАТАЦИЯ%20И%20РЕМОНТ -> Технологические процессы технического обслуживания функциональных групп летательных аппаратов
ЭКСПЛУАТАЦИЯ%20И%20РЕМОНТ -> Эксплуатационная документация и управление безопасностью полетов воздушных судов
ЭКСПЛУАТАЦИЯ%20И%20РЕМОНТ -> Система технической эксплуатации летательных аппаратов
ЭКСПЛУАТАЦИЯ%20И%20РЕМОНТ -> Связанных операций создания, хранения и рационального использования потребных запасов запасных частей, расходных материалов, средств технического оснащения и другого авиационно-технического имущества (ати)
ЭКСПЛУАТАЦИЯ%20И%20РЕМОНТ -> Текст рд гм 01-02 Руководящий документ по защите гидромеханического оборудования и металлоконструкций гидротехнических сооружений от коррозии Библиотека гостов и нормативных документов
ЭКСПЛУАТАЦИЯ%20И%20РЕМОНТ -> Методология формирования обликовых эксплуатационно-технических характеристик высокоэффективных самолетов нового поколения

Скачать 66.99 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница