Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14
« Человеку важно знать свои корни —отдельному человеку, семье, народу — тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».
Василий Песков.
Название проекта: "Человек без предков все равно что
дерево без корней"
Автор проекта: Резникова А.И., старший воспитатель.
Тип проекта:
-
По доминирующей в проекте деятельности: управленческий, поисково-творческий, практико-ориентированный.
-
По количеству участников: групповой.
-
По времени проведения: краткосрочный (1 месяц)
Состав проектной группы: дети, родители, педагоги ДОУ.
Место реализации: МБДОУ детский сад № 14 г. Новочеркасск.
Средства реализации проекта:
-
Материалы интервьюирования родственников
-
Семейный архив
-
Ресурсы Интернет – сети
-
Компьютер, ноутбук, проектор, экран, фотоаппарат, диктофон, музыкальный центр, сканер.
-
наличие аудио-фонотеки и банка презентаций, видео, демонстрационного материала по вопросам содержания проекта;
-
использование ИКТ в образовательной деятельности;
-
наличие библиотеки методической и художественной литературы;
-
печатная продукция, альбомы и др.
Введение.
Жизнь и деятельность человека многообразна и обладают наличием основных ценностных черт. Среди этих человеческих черт главными являются любовь к Родине, дому, своей семье. С ранних лет, когда ребенок только вступает в социальную жизнь, он узнает, что в нем есть нечто особенное, чем он отличается от других. Однажды, осознав, что человек имеет присущую только ему фамилию, он начинает понимать, что у него есть свой путь в жизни, за который предстоит нести ответ.
Человеческая жизнь – это не просто временной промежуток, который определяется рождением и смертью. Прожить жизнь – это значит продолжить свой род, данный человеку с именем, и продолжить его, вбирая лучшие образцы человеческих поступков и мыслей, принадлежавших роду этого человека. Но для этого нужно знание о бытии своего «я» и о его историческом становлении. Средством подобного знания выступает генеалогия. Личность, собирая информацию о предках, становится исследователем-генеалогом. Грамотное составление генеалогического дерева семьи позволяет вникнуть в самую суть проблемы и ничего не опустить по ходу ее решения. Кроме того, благодаря производимым исследованиям в области генеалогии, каждый из нас может узнать много интересного о своих предках, а также привить собственным детям уважение к своему роду, его обычаям и истории.
Проблема:
Воспитание подрастающего поколения во все времена являлось самым важным и всегда основывалось на почитании предков, уважении семейных традиций и сохранении памяти о прошлом.
Но сегодняшние реалии в современном мире показывают, что мы постепенно превращаемся в нацию «Иванов не помнящих родства». Дошколята и их родители с трудом могут вспомнить имена своих бабушек и дедушек, не знают кто были их предки, откуда родом, откуда их родовые корни, чем они занимались?
Актуальность создания проекта продиктована временем, самой жизнью, стремлением не потерять свои корни, проследить причастность каждого к истории своей семьи, своего рода. Воспитанники и их родители смогут ощутить себя посредниками между прошлым и будущим, предками и потомками.
Данный проект поможет воспитанникам и их родителям найти ответы на эти вопросы, понять себя и своих близких, значимость каждого человека, испытать чувство гордости за свою семью, понять ответственность за судьбу своего рода, семьи, оставить память о предках молодому поколению.
Новизна проекта: Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию. Участники проекта лучше узнают свою родословную, историю своей семьи. Воспитанники и их родители получат практические навыки по сбору необходимых сведений, рекомендации выполнения и оформления своей родословной.
Идея проекта: «Без меня народ не полный» (А. Платонов)
Цель проекта: создание условий для объединения в одну команду педагогов, дошколят и их родителей в процессе творческой исследовательской работы по изучению родословной семьи и созданию генеалогического древа.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
Дети:
-
создать условия для формирования представлений о:
- понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие» «древо жизни семьи»;
- семье как о людях, которые живут вместе, уважают, любят и заботятся друг о друге;
- родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д) и профессиях членов семьи
посредством организации разных видов деятельности;
-
воспитывать уважение, любовь и привязанность к семье, предкам, своему дому, детскому саду;
Педагоги:
создать условия для формирования устойчивой мотивации к профессиональному росту, самореализации в процессе реализации проекта, повышая:
- информационную компетентность по проблеме изучения родословной семьи и созданию генеалогического древа, используя информационные технологии;
- интеллектуально-педагогическую компетентность, совершенствуя ППРС группы, создавая условия для формирования представлений о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, пробуждая интерес к истории своей семьи и вовлекая родителей в совместную исследовательско - творческую деятельность с ребѐнком по составлению "генеалогического древа семьи";
- коммуникативную компетентность, укрепляя партнерские отношения с семьей каждого воспитанника с помощью создания атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки в ходе реализации проекта;
- развивать информационные, организаторские, коммуникативные и аналитические умения, творческий потенциал педагогов, их самостоятельность и инициативу в процессе реализации проекта;
Родители:
-мотивировать к исследовательско-творческой деятельности по созданию "генеалогического древа семьи", сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- развивать заинтересованность и желание узнать свою родословную, укрепить родственные связи, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений;
- повышать уровень психолого-педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей в процессе методических мероприятий и собственных генеалогических изысканий;
- создавать условия для гармонизации детско-родительских взаимоотношений в процессе создания и презентации своего "генеалогического древа семьи";
Гипотеза:
Если начать формировать ценностные представления о семье, её членах c младшего дошкольного возраста, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в геометрической прогрессии.
Создание своего генеалогического древа поможет:
- детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную;
- сформирует у участников проекта представление о семье и семейных ценностях, традициях;
- повысить уровень взаимопонимания в семье;
- детям, родителям и педагогам объединить усилия и стать единомышленниками, ведь общее дело объединяет.
Особенности проекта:
-
опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
-
доступность материала для детей дошкольного возраста;
-
максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по составлению своего генеалогического древа;
Ожидаемый результата проекта:
-
Генеалогическое исследование в форме родословного древа.
-
Создание герба, подбор девиза семьи.
-
Оформление альбома "Древо жизни моей семьи"
-
Повысится интерес детей и взрослых к истории семьи, родословной.
-
Дети лучше узнают свои корни, узнают, что такое род, родословная, семья.
-
Повысится уровень развития творческих и исследовательских способностей детей в процессе поиска и сбора информации, анализа и презентации своих работ.
-
Педагоги ближе познакомятся познакомиться с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
-
Родители лучше познакомятся друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания.
-
Изучение родословной создаст условия для восстановления связей поколений, более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап: подготовительный (18-24 октября 2016 г.)
Цель: создание условий для разработки и реализации проекта.
Содержание
|
Сроки
|
Участники
|
Методическое обеспечение проекта:
|
Подбор, изучение и анализ методической, справочной, научной литературы, ЭОР, опыта работы по теме проекта.
|
18-21
октября 2016
|
Заведующий, педагоги ДОУ, родители воспитанников
|
Разработка проекта.
|
Заведующий, педагоги ДОУ
|
Презентация проекта "Человек без предков все равно что дерево без корней" педагогам, родителям.
|
21.10.2016.
|
Заведующий, педагоги ДОУ, родители, воспитанников
|
Разработка информационно-методического материала для родителей и педагогов.
|
18-24 октября 2016
|
Заведующий, педагоги ДОУ
|
Составление интегрированного плана деятельности всех участников проекта.
|
Заведующий, педагоги ДОУ, родители воспитанников
|
Подборка и изготовление наглядно-тематического материала.
|
Педагоги ДОУ, родители воспитанников
|
Разработка педагогических, семейных проектов в рамках реализации проекта: "Человек без предков все равно что дерево без корней"
|
18-24 октября
|
ст.воспитатель, педагоги.
|
2 этап: основной (25.10.16-18.11.16.)
Цель: создание условий для формирования представлений о ценности семьи для каждого человека и реализации социального, личностного и творческого потенциала участников процесса, посредством создания родословной семьи.
Содержание деятельности
|
Сроки
|
Участники
|
Методическая работа
|
Консультация для педагогов "Что такое генеалогическое древо семьи".
|
25.10. 16.
|
Заведующий, ст.воспитатель, педагоги.
|
Презентайция проектов педагогов ДОУ
|
26.10.16.
|
педагоги, родители
|
Аукцион мнений "Генеалогическое древо. Как составить и оформить" .
|
26.10.16.
|
Заведующий, ст.воспитатель, педагоги, родители
|
Рекомендации, листовки для педагогов: " Как составить генеалогическое древо семьи"; "Содержание альбома генеалогическое древо моей семьи" др.
|
25.10. 16.
|
ст.воспитатель, воспитатели.
|
Пополнение ППРС по теме проекта всеми участниками образовательных отношений: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья»; аудио и видео материал для слушания и просмотра; подбор материала для продуктивной деятельности.
|
25.10.16-16.11.16
|
Педагоги, дети, родители
|
Работа с родителями
|
Презентация проекта.
|
25.10.16.
|
Заведующий, ст.воспитатель.
|
Консультация "Технология создания генеалогического древа семьи".
|
ст.воспитатель, воспитатели
|
Тематическая выставка книг «Семья вместе, так и душа на месте»
|
|
Педагоги, дети, родители
|
Выставка картин «Образ семьи глазами художников»
|
Выставка коллективных рисунков детей и родителей на тему «Моя семья»
|
Выставка «Фотографии из семейного альбома»
|
Рекомендации, листовки для родителей: " Как составить генеалогическое древо семьи", " Содержание альбома "Генеалогическое древо моей семьи" др.
|
ст.воспитатель, педагоги, родители
|
Исследовательская работа и создание альбома "Древо жизни моей семьи".
|
педагоги, дети, родители
|
Образовательная деятельность с детьми
|
Сообщение детям о проведении проекта, его целях, сборе интересного материала о семье, её истории для составления альбома "Древо жизни моей семьи".
|
25.10.16.
|
педагоги, дети
|
Проведение занятий с детьми, направленных на формирование представлений о семье, родственных связях в разных видах деятельности, сюжетно-ролевых игр, а также обогащение детско-родительского взаимодействия через организацию совместных мероприятий.
-
Беседы с детьми по теме «Моя семья»
-
Рассматривание репродукций картин художников, семейных альбомов
-
Рисование, лепка, аппликация, коллаж по теме «Моя семья»
-
Просмотр презентаций, мультфильмов по теме «Семья»
-
Прослушивание музыкальных произведений, песен по данной теме
-
Конструирование сооружений: домов, гаражей и т.д.
-
Игры по теме
-
Показ кукольного спектакля "Репка"
-
Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений по теме «Моя семья»
-
Рассказы из личного опыта т.д.
|
25.10.16-18.11.16.
|
педагоги, дети
|
Взаимодействие с социумом
|
Викторина и выставка книг, посвященная семье в Детской библиотеке им. Гайдара.
|
11.11.16.
|
Дети, педагоги ДОУ, библиотекари
|
|
Концерт музыкальной школы
«Моя семья – что может быть дороже!»
|
18.11.16.
|
Дети, педагоги ДОУ и воспитанники музыкальной школы
|
|
3 этап: заключительный (16-17 ноября 2016)
Цель: подведение итогов и анализ результатов работы.
Содержание деятельности
|
Сроки
|
Участники
|
Выставка и защита альбомов детьми и их родителями «Древо жизни моей семьи». Получение общественно значимой оценки результатов своего труда.
|
16.11.2016.
|
Дети, родители воспитанников, администрация, педагоги
|
Подведение итогов и обобщение материалов по реализации проекта
|
16.11.2016. по 17.11.2016.
|
Заведующий, педагоги ДОУ, родители воспитанников
|
Перспектива проекта:
Составление более полного генеалогического древа моей семьи. Участие педагогов ДОУ в городском дистанционном конкурсе педагогического мастерства "Моя казачья семья". Внедрение в практику работы ДОУ исследовательских проектов дошкольников.
Гипотеза нашего проекта подтвердилась: знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания своей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях.
Выводы:
Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, ответственность перед ними и своим ребенком. Участвуя в проекте они приобрели новый опыт собственного родительского поведения. В результате работы над проектом дети расширили свой кругозор, активизировался интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. У детей сформировалось представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Дошколята познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Дети узнали о профессиях членов семьи, семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями разработали семейный герб, подобрали семейный девиз. Они приобрели навыки поиска и сбора информации, т.к. тема проекта предполагала работу с члена семьи, семейными фотографиями, реликвиями, умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи и повышению статуса ДОУ.
Педагогический инструментарий.
-
Баикина А.И. Лекционный материал. Летопись студенческой научной лаборатории открытого типа «Моя родословная». — Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2003.
-
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;
-
Веракса Н.Е., Комарова Т. С., Васильева М.А.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» – М.:Мозаика-Синтез, 2016 г.
-
Ветохина А.Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО М.: «Детство-пресс», 2010г.
-
Давыдова О.И., Майер А.А., Богословец Л.Г. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
-
Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г.,№3 «Родовое дерево»
-
Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной (серия «Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
-
Пашкевич Т.Д.. «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет». – Волгоград: Учитель, 2012.
-
Попова Л.Н., Гонторевская М.Н. Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. - М.: «ТЦ Сфера» 2012г.
(Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
-
Пчелов Е.В. Теоретические понятия генеологии. Журнал «Гербовед», №45 М.: Изд-во РГК, 2000. — С54,55.
-
Ривина Е.К. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2008г.
-
Савелов Л.М. Лекции по русской генеалогии. — М.: Изд-во «Археографический центр», 2000.
-
http://www.vgd.ru/generes.htm Советы начинающим генеалогам ведущей сайта «Всероссийское генеалогическое древо» Людмилы Бирюковой (на основе литературы, общения с генеалогами и опыта сайта www.vgd.ru).
-
http://rodmurmana.narod.ru/Xrestomatija.htm С чего начинать родословную… Родословная Хрестоматия. (Из опыта построения родословной).
-
http://www.kleo.ru/items/family/family-tree.shtml Ольга Степина «Твое генеалогическое древо»
-
http://eva.ru/articles/wildcat5.htm Соснина Евгения Александровна. «Мое семейное дерево: от корней к вершинам. Опыт начинающего генеалога».
-
http://ugo10.narod.ru/sovet.htm Благово Никита Владимирович. «Советы начинающему Генеалогу». Скачать в pdf (197кб)
-
http://roman-dushkin.narod.ru/gen_paper_01.html Душкин Р. В. «ГЕНЕАЛОГИЯ: Руководство к действию».
-
уandex.ru/images
Поделитесь с Вашими друзьями: |