Выполнение компьютерной ретуши фотоизображений.
Цветная ретушь изображений. Приемы коррекции цвета
Содержание: дано понятие цветовой коррекции и краткое описание особенностей работы отдельных инструментов и рекомендациями по выбору цветового режима редактирования изображения; приведен типовой пример цветовой коррекции; перечислены средства автоматической коррекции; приведены примеры цветовой коррекции изображения с помощью инструмента Levels (Уровни) и устранения дефектов «красных глаз», даются задания на практическую работу и вопросы на повторение.
Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации (приемы коррекции цвета), применения их в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений.
Цветовая коррекция — целенаправленное воздействие на цвета пикселов изображения, в ходе которого устраняются цветовые дефекты, улучшается субъективное восприятие снимка или просто происходят некоторые цветовые изменения. Технически цветовой коррекцией следует считать любое воздействие на цветное изображение, в том числе и деструктивное.
При выполнении коррекции цвета важно понимать разницу между поправимыми цветовыми ошибками и неисправимыми ошибками. Первые можно исправить программным путем. Со вторыми уже ничего нельзя сделать, так как информации, требуемой для исправления, уже не существует. При таких ошибках данные теряются во время сканирования, съемки или печати.
Прежде чем провести цветокоррекцию, первое, на что необходимо обратить внимание, — это цвета, которые выглядят грязными. Например, чтобы достичь хорошего зеленого (green) цвета, необходимо смешать образующие его составляющие голубой (cyan) и желтый (yellow), причем это можно сделать в разных пропорциях. Если же ввести еще и пурпурный (magenta) цвет, то зеленый лист начинает выглядеть темным и грязным, то есть в последнем случае причина появления грязного цвета связана с наличием лишнего компонента — пурпурного. Для выполнения цветовой коррекции изображения в этом случае достаточно просто удалить или уменьшить количество пурпурного цвета.
Чтобы фотография смотрелась лучше, попытайтесь исправить сначала цвета, которые помните. Внимательно присмотритесь к изображению с плавно изменяющимся цветом (крупный план лица или небо), чтобы убедиться в том, что цвет изменяется постепенно, непрерывно. Резкое изменение цвета вместо постепенного называется огрублением (posterization) и относится к неисправимым ошибкам.
Попробуйте распечатать фотографию, на которой есть и темные, и яркие области — например, фотографию ряда деревьев на фоне ясного неба. Присмотритесь, теряется ли качество на этих областях? Детали должны просматриваться на всем диапазоне яркости. Все эти эффекты происходят в результате потери градаций серого. Уплощение объекта происходит вследствие потери оттенков цвета, огрубление также происходит в результате потери различных оттенков. Потеря деталей на светлых и темных областях изображения также вызвана потерей оттенков. В любом случае, если нельзя произвести ту или иную градацию серого, теряется определенный цвет. А поскольку информация практически отсутствует, ничего нельзя сделать. С другой стороны, при других ошибках — например, сдвиге по цвету (shift in color) — данные не теряются, они просто не используются должным образом. Такие ошибки считаются исправимыми.
Инструменты коррекции изображения в Adobe Photoshop
Большинство инструментов коррекции изображений Photoshop уже рассмотрено ранее в предыдущих главах. Доступ к ним (инструментам) открывается из подменю, отображаемого командой Image ► Adjustments (Изображение ► Регулировки). Ниже приведены краткое описание особенностей работы отдельных инструментов и рекомендациями по выбору цветового режима редактирования изображения.
Принцип работы всех инструментов цветокоррекции программы Adobe Photoshop одинаков: существующие диапазоны значений пикселов преобразуются в новые диапазоны. Различие между этими инструментами определяется разными способами настройки выходных значений.
-
Команда Brightness/Contrast (Яркость/Контраст) выполняет одновременную коррекцию всех пикселов выделенного фрагмента изображения. Если увеличить значение яркости на 20, то эта величина будет добавлена к значению яркости каждого пиксела.
-
С помощью команды Color Balance (Баланс цветов) можно изменить в изображении соотношение цветов. Эта команда, как и команда Brightness/Contrast, предназначена для общей коррекции цвета.
-
Более точную настройку отдельных цветовых компонентов можно выполнить с помощью команд Levels (Уровни), Curves (Кривые), а также специальных команд: Hue/Saturation (Оттенок/Насыщение) и Replace Color (Замена цвета). В частности, команда Curves (Кривые) позволяет разбить всю полутоновую шкалу на 16 интервалов и выполнить очень точную настройку, не уступающую по качеству профессиональным типографским системам цветокоррекции.
-
При подготовке RGB-изображения к печати желательно выполнить основную
часть работы в режиме RGB, а преобразование в формат CMYK рекомендуется лишь на завершающем этапе для окончательной настройки цветов. Однако
в тех случаях, когда необходимо получить точные CMYK-значения, пользуйтесь только режимом CMYK.
-
Принимая решение о выборе режима коррекции, необходимо учитывать, что
обработка в режиме RGB более эффективна, поскольку она требует значительно меньше памяти. Необходимо иметь в виду, что многократное взаимное преобразование одного и того же документа из формата RGB в CMYK и обратно
крайне нежелательно, поскольку оно приводит к искажению цветов и потери
цветовой информации.
Типовой алгоритм цветовой коррекции
Photoshop предоставляет богатый арсенал средств ручной цветокоррекции, позволяя контролировать малейшие нюансы цвета в изображении. Обычно эта процедура включает три этапа.
-
Тональная коррекция (установка белого и черного, определяет диапазон цветов).
-
Коррекция цветового баланса (удаление доминирующего оттенка).
-
Поднятие четкости (повышение степени детализации).
Э тап первый — установка яркости. Одна из основных операций по перераспределению яркости пикселов — команда Levels (Уровни). Другая более сложная операция - Curves (Кривые). В отличие от Levels (Уровни) она более гибко изменяет яркость пикселов: неравномерный закон часто используется для повышения контраста в изображении. Для этого линейному графику придают S-образную форму: все пикселы яркостью меньше 50 % принудительно затемняются, а более 50 % — высветляются. Если двигать на графике только крайние точки, получится тот же эффект, что и при применении инструмента Levels (Уровни).
Второй этап — регулировка цветового баланса командой Color balance (Цветовой баланс). Одна из популярнейших цветокорректирующих операций предназначена для перераспределения цветов в изображении (основное предназначение — убирать доминирующий оттенок). Желательно включать опцию Preserve Luminosity, сохраняющую диапазон яркости.
Есть и другие способы изменять основные параметры изображения (цветовой тон, насыщенность, яркость): отдельно в каждом из основных цветовых диапазонов — операция Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) или Selective Colors (Избранные цвета); непосредственно выбирая с помощью пипетки цвет — Replace Color (Заменить цвет). Указав диапазон захвата соседних оттенков, можно в широких пределах изменять параметры цветов.
Средства автоматической коррекции
Для выполнения автоматической коррекции некоторых параметров изображения в Photoshop встроен набор из трех функций (Image ► Adjustments) (Изображение ► Регулировки) - Auto Levels (Автоуровни), Auto Contrast (Автоконтраст), Auto Colors (Автоцвет) (рис. 10.1).
Средство Auto Contrast (Автоконтраст) увеличивает диапазон яркости изображения, присваивая самой темной точке 100 % черный, а самой яркой — 100 % белый. Промежуточные значения сдвигаются, и затемненные участки становятся еще темнее, а светлые — светлее. Поскольку операция проводится над композитным изображением, никаких цветовых сдвигов (разбаланса) не происходит.
Команда Auto Levels (Автоуровни) совершает то же самое, только анализирует каждый канал отдельно. Соответственно, цветовые сдвиги обеспечены практически всегда. Но последующее использование операции Auto Colors (Автоцвет) позволяет восстановить утраченный баланс цветов, и часто ее одной часто бывает достаточно для быстрой цветокоррекции приемлемого качества.

Рис. 10.1. Качество работы команды Auto Colors (Автоцвет) во многих случаях превосходит возможности специализированных утилит (Plug-Ins)
Примеры цветовой коррекции изображений
Иногда для улучшения фотографии необязательно выполнять коррекцию цвета. Достаточно только улучшить контраст, поскольку плохой контраст означает, что изображение испытывает недостаток деталей в областях теней и светов. В результате рисунок выглядит блекло. Ниже приведен пример цветокоррекции с помощью настройки контраста (рис. 10.2).
Пример 10.1. Коррекция цвета с помощью инструмента Levels (Уровни)
В данном примере для улучшения контраста изображения используется инструмент Levels (Уровни).
-
Загрузите файл LANDSCAPE.TIF (см. рис. 10.2, 1). Это фотография с недостаточным контрастом.
-
Выберите команду Image ► Adjustments ► Levels (Изображение ► Регулировки ►Уровни) и щелкните в появляющемся диалоговом окне Levels (Уровни) на кнопке Auto (Авто). В результате параметры изображения будут скорректированы в соответствии с настройками, принятыми для этой опции по умолчанию (рис. 10.2, 2). Обратите внимание, что краски стали сочнее и ярче. Изменилось и настроение картины — из поздней осени она превратилась в золотую осень.
-
П опробуйте выполнить коррекцию исходного изображения, поэкспериментировав с параметрами, приведенными в диалоговом окне Levels (Уровни).
1 2
Рис. 10.2. Улучшение контраста: 1 – слабый контраст; 2 – контраст усилен
Пример 10.2. Устранение дефекта «красные глаза»
Дефект «красные глаза» достаточно распространен среди фотографов, использующих дешевые бытовые камеры. В некоторых растровых редакторах, например в Ulead Photo-Express, для решения этой проблемы существует отдельный специальный инструмент. Ниже рассмотрено, как этот дефект фотографии можно исправить инструментами цветовой коррекции в Adobe Photoshop.
Использование инструментов выделения
Работа по выполнению ретуши и коррекции изображения – всегда процесс творческий. Ниже приведен пример цветовой коррекции изображения, где не используется никаких инструментов для работы с цветом.
На рис. 10.3, 1 показана фотография (файл REDEYE.TIF) девочки, у которой в результате съемки с фотовспышкой образовался дефект фотоизображения, именуемый фотографами «красные глаза». На рис. 10.3, 3 дефект устранен, глаза на фото вполне нормальные.
 
1 2 3
Рис. 10.3. Иллюстрация выполнения цветокоррекции без применения инструментов работы с цветом
Для решения проблемы использовалась фотография EYE.TIF другой девочки (рис.10.3. 2), откуда глаза и были скопированы с помощью инструмента Elliptical Marquee (Эллиптическое выделение) и команд Edit ► Copy (Редактирование ► Копировать) и Edit ► Paste (Редактирование ► Вставить).
Для смягчения границ вставленного изображения был применен инструмент Smudge (Палец), а по завершении работы была выполнена команда Layer ► Flatten Image (Слой ► Выполнить сведение).
Использование инструментов выделения и Curves (Кривые)
-
Выделите красные глаза инструментом Elliptical Marquee (Эллиптическое выделение). Для того чтобы выделить оба глаза одновременно, при работе с выделяющим инструментом нажмите и удерживайте клавишу Shift.
-
Откорректируйте цвет глаз командой Curves (Кривые). Результат показан на рис.10.4.
 1 2
Рис. 10.4. Исходное (1) и конечное (2) изображения при корректировке цвета глаз собаки
Практическая работа
-
О ткройте и правильно откадрируйте показанное ниже изображение HAPPY.TIF (рис. 10.5). Уберите царапины, пятна, блики фотовспышки. Проделайте коррекцию цветов и добейтесь оптимальной яркости и контрастности данного изображения, выберите и сохраните лучший результат.
Рис. 10.5. Изображение HAPPY.TIF для самостоятельного редактирования
2. С редствами Photoshop удалите кольца, шипы, браслеты и татуировки из приведенного ниже (рис. 10.6) изображения HIPPY.TIF.
Рис. 10.6. Фото девушки-панка
Задание на самостоятельную работу
Используя изображение собаки (файл DOG'S EYE.TIF), приведенное на рис. 10.4, проведите коррекцию инструментами Brush (Кисть) или Sponge (Губка).
Поделитесь с Вашими друзьями: |