Выпускная работа Полховой Зинаиды Васильевны слушателя курсов повышения квалификации учителей биологии



Скачать 303.71 Kb.
Дата05.06.2019
Размер303.71 Kb.
#96830
ТипВыпускная работа

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики

ГУ ЛНР “Научно-методический центр развития образования ЛНР”


отдел естественно - научных

дисциплин и методики преподавания



Интерактивные методы обучения биологии

Выпускная работа

Полховой Зинаиды Васильевны

слушателя курсов

повышения квалификации

учителей биологии,

учителя ГБОУ “Дьяковская гимназия

имени И.М.Стрельченко”

Луганск 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1

Место интерактивных методов в структуре современного урока.

1.1 Организация интерактивного обучения современного урока и создания психологического климата…………………………………………………………..8

1.2 Активные методы обучения……………………………………… …...….10

1.3 Интерактивное обучение……………………………………………….....10

1.4 Особенности интерактивных методов…………………………………….12

ГЛАВА 2

Использование интерактивных методов на уроках биологии.

2.1 Метод “Мозговой штурм”…………………………………………………13

2.2 “Микрофон”………………………………………………………………...15

2.3 “Цепочка”…………………………………………………………………..16

2.4 Интересные биологические задачи. ............................................................17

2.5 Карусель. ........................................................................................................20

2.6 Блиц-интервью. .............................................................................................22

2.7 Метод “Корзина идей”..................................................................................23

2.8 Приём “Диаграмма Венна”...........................................................................25

2.9 Опорные конспекты. ....................................................................................27

2.10 Биологические загадки, развлечения. ......................................................28

2.11 Игра “Шуточная биологическая викторина”. .........................................29

2.12 “Сенкан”.....................................................................................................32

2.13 Экологические задачи. ............................................................................33



Выводы.

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не всегда оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.

Современная жизнь требует активной творческой личности. Воспитать ее можно только в педагогической практике в стратегии развития критического мышления. Задания этой стратегии в том, что у пробуждение сознания, когда молодой человек осознает реалии, что его окружает и ищет пути решения проблемы. Такой подход созвучный концепции личностно-ориентированного обучения и неразрывно связан с использованием активных и интерактивных технологий.

Учитель творец и изобретатель. Каждый найденный ним прием или новое их соединение - своеобразное изобретение. Творческий процесс - оригинально сложенный план урока.

Наша молодежь - будущее страны, поэтому Учитель должен помочь юности почувствовать силу и радость личных возможностей, раскрыться в светлую индивидуальность, на уроках биологии и я старалась создать все условия для интеллектуального, духовного, морального, эстетического развития учеников.

А. Эйнштейн говорил: “Правильно обучает тот, кто обучает интересно”. Учитель - мастер: мастер слова, мастер звука, мастер мысли, мастер эмоций и настроения, мастер создания констатации знаний.

Идя на урок, творческий учитель должен не только владеть знаниями по теме, но продумать все формы, методы и приемы работы, которые будут эффективны на этом уроке.

Конечно, новая информация, компьютерные технологии, дают возможность современному педагогу использовать в процессе обучения и традиционные, и инновационные методы обучения, придавать традиционным методом новое современное толкование, создавая высшее индивидуализированное и интенсификационное обучение.

Технологии увеличивают эффективность процесса обучения, получение новых знаний, обработку умений и навыков. Существует большое количество активных и интерактивных технологий обучения - проблемная лекция, парадоксальное лекция, эвристическая беседа, поисковая лабораторная работа, решение ситуационных задач, коллективное групповое обучение, ситуативное моделирование. Они могут быть использованы на разных этапах урока: во время закрепления, систематизации знаний учащихся, во время формирования знаний и навыков. Их можно использовать также как фрагменты занятия для достижения полной цели, проводить целый урок с использованием отдельной технологии.

В своей работе я использую разнообразные приемы интерактивного обучения: “Аквариум”, “Круг идей”, “Мозговой штурм”, метод “Пресс”, “Микрофон”, дискуссии, групповые исследования. Учащиеся проявляют заинтересованность на таких уроках. На традиционных уроках учитель всегда рассказывает, учащиеся слушают. Использование интерактивных методов обучения обеспечивает активное участие каждого, творческое участия каждого, творческое содружество участников между собой.

Цель моей работы в том, чтобы показать место и роль интерактивных методов: самостоятельно получать знания и умело их использовать на практике при решении проблем; критично мыслить, уметь преодолевать трудности; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах; самостоятельно работать над развитием своего интеллектуального и культурного речевого уровня.

Задачи работы:


  • Показать связь с жизнью

  • Отвечать на разноуровневые вопросы

  • Уметь наблюдать, анализировать, творчески решать поставленные задачи

  • Воспитывать экологически - грамотные взгляды на природу, толерантность, трудолюбие, потребность в здоровом образе жизни, эстетическое отношение к природе.

Данная проблема широко представлена в научно-методической литературе.

Так, Ковалёв Н.Е., Шевчук А.Д., Щуренко О.И., Биология: пособие для подгот.отд.мед.институтов,Высшая школа.,1986.-384с., предлагают пособие, которое написано в соответствии с программой по биологии для поступающих в вузы. В книге изложены основы всех разделов биологии с учетом взаимосвязи отдельных дисциплин. Обращено внимание на преемственность многих вопросов биологии и медицины.

Сытник К.М.. Справочник по биологии-К::, Наукова думка, 1985- 584 с., справочник полно охватает все основные разделы биологической науки: ботанику, зоологию, и анатомию и физиологию человека человека, биологию. На  уровни современных представлений изложены сведения о клеточном строении организмов, по основам генетики и селекции, молекулярной биологии. Рассмотрены, современные данные о молекулярных механизмах мышечного сокращения, электрических процессах организмов, механизмах памяти, взаимоотношения организма и окружающей среды, по актуальным проблемам экологии, вопросам охраны природы. Для всех интересующихся современным состоянием биологии, учащихся старших классов, учителей а также поступающих в вузы.

Беляев Д.К. и доктора биологических наук Керкиса Ю.Я., издание второе исправленное и дополненное. М., “Просвещение”, 1973. В книге для учителя представлен материал по курсу общей биологии, начиная с клетки и кончая учение о биосфере. Такое расположение материалов книги дает возможность все вопросы рассматривать с позиции современного состояния развития биологической науки.

Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии для студентов биологических специальностей педагогических институтов . М., “Просвещение”, 1977,- 318 с. В хрестоматию включены выдержки из монографий, статей и брошюр по методике преподавания биологии отечественных педагогов и методистов особое внимание уделено современным достижениям методической науки.

Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: книга для учителя.-  М.:” Просвещение”, 1985.- 191с., книга дает современное представление об охране окружающей среды. Большое внимание уделено охране растительного и живого мира, водных ресурсов и атмосферного воздуха. Раскрыта проблема энергетики и охраны окружающей среды. Книга знакомит читателей с методами борьбы с загрязнениями и другими физическими факторами в больших городах. Учитель найдет мне много интересного для того, чтобы связать преподавание по биологии, химии, географии, физике и природоведения с жизнью, современными экологическими проблемами.


ГЛАВА 1

Место интерактивных методов в структуре современного урока.
1.1 Организация интерактивного обучения современного урока и создание психологического климата.

Современное общество, которое характеризуется стремительными темпами развития, информатизацией среды предъявляет особые требования к выпускнику. Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Интерактивное обучение предлагается сдавать с ситуацией поиска, риска, сомнение, успеха, пререканий, предубеждения, удовлетворения ими зла, анализ и самооценку своих действий.

Одним из способов создания ситуации является форма интерактивных методов, что возбуждают мысли и стимулируют инициативу.

Интерактивные методы, упражнения обучения имеют цели:



  • ученикам самоопределиться;

  • развить творческие представления учащихся;

  • формировать навыки работы;

  • упражнять в умении высказывать собственную точку зрения, найти определенную позицию.

Важным условием результатов интерактивных методов является правильное определение их место в структуре урока: во время актуализации знаний учащихся, формирования умений и навыков, повторение или изучение нового материала.

Современный урок, на мой взгляд, может включать разминку, в которую входят психологические мини- тренинги; интересные логические упражнения, задания, зашифрованные темы, игры - высказывания, интересная информация. Они есть и в личностно-ориентированном и интерактивном, субъективном, проблемном обучении.

“Разминка” способствует подготовке учащихся к восприятию материала, положительно настраивает на работу во время урока, создает психолога эмоциональный климат. В начале урока можно использовать музыку, запись шума леса или моря, пение птиц. Все эти элементы урока подготовка к проведению первого этапа. Например, “ Всё что не случается- к лучшему”,- говорили мудрецы. Возьмите это за правило и тогда всё у вас получится.

Учитель биологии, который конструирует технологический процесс должен хорошо ориентироваться в методах обучения и использовать их во время организации тех или иных форм интерактивного обучения. Так как интерактивное обучение рассматривается в дидактике, как метод разнообразного активного, то в работе с учащимися преобладают именно активные методы.



1.2 Активные методы обучения.

Активное обучение использует систему методов и приемов, направленных главным образом не на изложение готовых знаний, их запоминание и отображение, а на организацию учащихся для самостоятельного получения знаний, освоения умений и навыков в процессе познавательной и практической деятельности.



1.3 Интерактивное обучение.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она предвидет конкретные цели. Одной из них является создание комфортных условий обучения для того чтобы каждый участник процесса чувствовал свою интеллектуальную способность, что способствует продуктивности обучения.

Суть интерактивного обучения в том, что все учащиеся принимают участие в процессе познания, формировании выводов, создании определенного результата, где каждый вносит свой вклад, где идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Особенностью этого есть то, что процесс происходит в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки - это позволяет не только получить новые знания, но и развивать познавательную деятельность, переводит его на высшие формы кооперации работы.В педагогике различают несколько методов обучения:

1) пассивный - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активный - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивный – взаимодействие.

(моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).

Интерактивный – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Меняется и позиция учителя, он вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность обучения уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока.

Интерактивное обучение позволяет решить несколько заданий.

Главное - развивает коммуникативные умения и навыки, способствует восстановлению эмоциональных контактов между участниками обучение, обеспечивает воспитывающее задание, учат работать в команде, слушать мысли каждого. И ещё использования interactive снимает нервное напряжение, дает возможность изменять форму деятельности, переключать внимание на главные вопросы.

1.4 Особенности интерактивных методов.

Интерактивные методы характеризуется такими признаками:



  • Обеспечивают активное участие и эффективное взаимодействие участников друг с другом, с учителем в процессе обучения; содружество преподавателя и ученика, а не доминирование учителя;

  • Используют содержание, которое имеет жизненное значение для ученика;

  • Стимулируют учащегося использовать полученный опыт в реальных жизненных ситуациях.

Чтобы достичь этой непростой цели, необходимо подобрать такие методы и способы обучения, которые бы стимулировали познавательный интерес учащихся к естественным наукам.

ГЛАВА 2

Использование интерактивных методов на уроках биологии.

Наиболее известными формами интерактивных методов являются: “Диаграмма Венна”, “Аквариум”, “Дебаты”, “Мозговой штурм”, “Микрофон”, “Карусель”, “Цепочка”, биологические задачи, блиц-интервью, “Сенкан”, игры, загадки, экологические задачи.



2.1 Метод “Мозговой штурм”.

Опираясь на жизненный опыт и знания, все участники обсуждения свободно излагать свою мысль. Мозговой штурм заставляет учеников проявлять творчество, развивает умение быстро анализировать ситуацию.



Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа должна быть четко сформулирована проблема. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Очень важно соблюдать правила для этого этапа:

- Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

- Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

- Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Например, при изучении темы “Нарушение зрения. Гигиена зрения” (биология человека, 9 класс), рассматриваем такой вопрос: много людей имеют проблемы со зрением, каковы причины нарушения зрения Вы можете назвать? Учащиеся предлагают ответы: чтение в постели; если у родителей плохое зрение, то и у детей тоже; чтение в транспорте; нерациональное питание; плохо осветленное рабочее место; мелкий шрифт; просмотр телепередач близко к экрану; из-за большого количества сочинений, которые задают домой; небольшое расстояние учебника от глаз.

Например, изучая тему “Осанка и профилактика ее нарушения” (биология человека, 9 класс) работаем над проблемой: что является причиной искривления позвоночника При нарушение ходьбы у некоторых людей? Учащиеся предлагают свои варианты решения:Тяжёлые сумки на плечах, мягкая постель, низкие порты, неполноценное питание, искривленная поза во время выполнения письменных заданий, переполненный автобус, высокие каблуки, узкая обувь.
2.2 Метод “Микрофон”.
Метод “Микрофон” дает возможность каждому ученику сказать что-то быстро, отвечая по очереди. Перед классом ставятся вопросы ученику даётся “микрофон”, который ученики передают друг другу. Если нет ответа, ученик передает слово другому. Например, во время изучения темы “Внутренняя среда организма” (биология, 8 класс), можно предложить вопросы: Какой состав крови? ( для выполнения нужно перечислить только компоненты); что собой представляют эритроциты, тромбоциты и лейкоциты?

Изучая тему “Сообщества и экосистемы” (биология, 11 класс) предлагаю такие вопросы: 1. Что такое сообщество? 2. Что такое экологическая пирамида? 3. Почему типы пирамид для одного сообщества могут значительно отличаться?



2.3 Метод “Цепочка”.
Ученики по очереди ( цепочкой) отвечают на вопросы учителя, побеждает тот, кто ответил последним. Например, тема “ Высшие споровые растения” ( биология, 6 класс): 1. Есть ли у папоротеобразных цветы? ( нет) 2. Что такое сорусы? ( это совокупность спорангиев) 3. Почему папоротники, хвощи, плауны относят к высшим споровым растениям? 4. Почему сейчас нет древовидных папоротников? 5. Что такое ризоиды? 6. Чем мхи отличаются от водорослей?

Например, “Уважаемые ребята, перед вами 3 предмета: яйцо, игрушка и цветок. Я попрошу вас о следующем: вы должны придумать некий цикл, связанный с этим объектом. Он даже может быть небиологическим. Прошу вас, предлагайте (предложить яйцо, игрушку и цветок).Теперь все 3 предмета мы должны объединить в некую цепочку, именно биологическую, смысл которой вы должны определить сами.”


2.4 Интересные биологические задачи.

Эти задачи стимулируют творческую и познавательную деятельность учащихся, это один из способов, которые обеспечивает развитие логического мышления и творческое усвоение знаний.



Например, тема “Кровь и кровообращение” ( биология человека, 8 класс).

Задача. Сколько литров крови перекачивает сердце бегуна, если известно, что пульс у марафонца во время бега - 150 ударов/мин, во время бега 2:30. Во время бега левый желудочек за одно сокращение выталкивает около 100 миллилитров крови.

Решение.

  1. Определяем сколько ударов делает сердце за 2:30; 150*150=22500

  2. Сколько крови перекачивает сердце бегуна: 100мл*22500=2250мл=225л

Задача. Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его посследующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия-возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга?

(Подарком был микроскоп. С его помощью Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей, Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!)

Задача. Экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступила на всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть экипажа погибла, погиб и сам Беринг. В живых осталась группа людей, которая стала употреблять в пищу водоросли. Что спасло людей? (Бурые водоросли).

Задача. Чтобы дышать, человек специально ничего не делает — все делается само собой, автоматически. У дельфина иначе. Он дышит легкими, а ведет жизнь рыбы… И вот он поднимается к поверхности воды, открывает особый клапан, делает выдох, потом вдох, закрывает клапан и ныряет вглубь с запасом воздуха, под водой он может находиться минут пять-десять. Эти целенаправленные действия невозможно сочетать со сном: для дыхания дельфину нужна слаженная работа мышц и мозга, а не безмятежность и расслабление мышц, свойственные сну.Когда же и как спит дельфин, если ему приходится выбирать между сном и дыханием?

Противоречие: Дельфин должен спать, чтобы иметь возможность отдыхать, и не должен, так как вынужден часто подниматься на поверхность.

Ответ: Загадка была разрешена сотрудниками Института эволюционной морфологии и экологии животных АН СССР. Дельфин спит несколько часов, как любое млекопитающее, и вместе с тем… бодрствует. Полушария его мозга спят поочередно! Сначала засыпает одно, а другое бодрствует. Потом через час-полтора, засыпает второе, а первое «заступает на вахту» — управляет дыханием и движением. Вот почему, оказывается, дельфин закрывает то один глаз, то другой; раньше это замечали многие исследователи, но никто не догадывался, что закрытый глаз просто-напросто спит.

Задача. Есть народная примета: если ты заблудился в лесу, то можно определить стороны света с помощью мха, растущего на деревьях — он растет с северной стороны.Почему мох растет с северной стороны? Всегда ли это так? Посмотрите на фотографию: она сделана в Беловежской пуще в полуденное время в апреле. Определите, с какой стороны растет мох на дереве, и постарайтесь дать свое объяснение.

Ответ: Мох не любит прямой солнечный свет. А в наших лесах прямой свет никогда не падает с северной стороны — поэтому при прочих равных условиях мох обычно растет на северной стороне деревьев. Однако главное условие роста мха — влажность. Ведь мох состоит из грибов и водорослей, которым обязательно нужна влага. Поэтому, например, при несущих влагу западных ветрах мох будет расти на западной стороне деревьев. Большое значение имеет и наклон ствола дерева. По наклоненному стволу вода стекает после дождя преимущественно по одной стороне — на ней и будет расти мох. Так, благоприятные условия для роста изображенного на фотографии мха создались на восточной стороне дерева.

2.5 Метод “Карусель”

В работу включается весь класс. Потому, что происходит активная беседа, обсуждается проблема между учащимися класса. Этот метод используют для: сбора информации о любой теме; интенсивной проверки и глубины знаний; развитию умения аргументировать свою позицию.

Класс объединяется в несколько групп. Каждая выбирает ведущего, который отвечает за сбор информации. Группы получают задания, обсуждают их и записывает на листе бумаги ( 3 минуты), после передают информацию другой группе и так далее. Когда Карусель делает 1 оборот группа обобщает материалы делает вывод по определенной проблеме.

Например, “Строение скелета” ( биология человека, 8 класс), после ознакомления с информацией по этой теме ученикам предлагает вспомнить интерактивное упражнение “ Карусель”. Участников инструктируют, указывая цели и правила упражнения. Каждая группа получает пакет заданий, который распределяются между парами.Задания:

  • строение черепа,

  • строение позвоночника,

  • строение грудной клетки,

  • строение пояса верхних конечностей и свободной верхней конечности,

  • строение пояса нижних конечностей и свободной нижней конечности.

Время выполнения упражнения - 10 минут. Задания, которые получили пары, должны иметь конкретный ответ и не быть объемными.

Разновидностью метода «Карусель». является «Идейная карусель».

Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются. 3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.

2.6 Блиц - интервью.

Этот метод используют для проверки знаний учащихся по темам. Учащиеся самостоятельно готовят вопросы, которые будут задавать во время интервью. Главное, чтобы вопросы были понятны и лаконичные. Во время выполнения этого задания учащиеся учатся выделять главное, строят вопросы, ответ на которые два или три слова. Развивается взаимное уважение и корректное отношение друг к другу.

Для проведения интервью учащиеся делятся на “экспертов”, “журналистов”. Эксперты в центре, журналисты по очереди задают вопросы. Например:

  1. Вещества, произведенные клеткой «на экспорт», получают в этой органелле «удостоверение» в виде присоединенных к ним полисахаридов и так выводятся из клетки. Наиболее крупные размеры эти органеллы имеют в клетках желез внутренней секреции. «Удостоверение», выданное ими гормону, позволяет последнему дойти до адресата и не быть уничтоженным по дороге как чужеродное тело. Эти специализированные органеллы называют ... (Комплексом Гольджи.)

  2. Известно, что важнейшая функция комплекса Гольджи – сортировка веществ и их перемещение – происходит не без помощи мембранных «адресных меток», работающих по принципу «замок–ключ», то есть ... (Мембранных рецепторов.)

  3. Плоские черви, за редким исключением, имеют и женские, и мужские половые железы, поэтому они ... (Гермафродиты.)

2.7 Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

2.8 Прием “Диаграмма Венна”

Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна", стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика". Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.

Как работать с приемом "Кольца Венна"
1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.
2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.
3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).




2.9 Опорные конспекты.

Опорные конспекты- это конструкция, которая заменяет систему фактов, понятий и идёт как взаимосвязь элементов блока изучаемого материала. Опорный конспект использую во время изучения курса природоведения и других разделов биологии и раздела Основы экологии.

Например,( экология, 11 класс),при изучении темы “Структура современной экологии и ее место в системе наук” использую опорный конспект:



2.10 Биологические загадки, развлечения.

Этот метод выполняет 2 миссии - дает глубокие знания и делает уроки интересными.

1.ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА
Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей, которые из них «убежали».
◘ ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)
◘ _ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)
◘ _ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)
◘ ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)
◘ ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)
◘ П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)
◘ _ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)
◘ Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)
◘ БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)
◘ ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)
◘ _ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)
◘ _ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)
◘ ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)
◘ ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)


(Сбежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка.)

2.БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

С буквой «Р» - помощник-автомат,
Труд любой он облегчить вам рад.
С буквой «Х» - его имеет слон,
Знаменит длиной своею он.
(Робот - хобот)

С первой «С» - огромная я птица,


Что летать не может научиться.
С первой «Ш» - меня должны все знать:
Вальсов много ведь сумел я написать.
(Страус - Штраус)

C «Г» - я хищник полосатый,


Вашим кошкам брат, ребята.
А без «Г» - я учрежденье,
Всё в мишенях помещенье.
(Тигр - тир)

С «Л» - на севере живёт,


Быстро нарты он везёт.
С «С» - бывает после лета,
Время года, дети, это.
(Олень - осень)


2.11 Игра - как интерактивный метод обучения.

Обучающие игры имеют четкую структуру, элементами которых являются игровая цель, правила игры, игровые действия, дидактические задания. Правильная организация игр позволяет достичь определенных дидактических и развивающих целей.

Игра, наука, фантазия - источник детского мышления, благородных чувствах и достижений.

Например, игра “Кто больше и быстрее”. В течении нескольких минут каждая команда должна ответить на максимальное количество вопросов.

ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
◘ У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?
(Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)
◘ У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?(Четыре)
◘ Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие? (Малина - калина)
◘ Какое животное ходит только буквой «Г»?(Конь, если это шахматная фигура.)
◘ На каком базаре самый большой шум? (На птичьем базаре.)
◘ Чем отличается птичий базар от птичьего рынка?
(На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц.)
◘ Назовите овощ для закидывания плохих актёров. (Помидор)
◘ Какой злак может расти ... на человеке?(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)
◘ Назовите животных-альпинистов.(Горные козлы, цепкопалая ящерица геккон.)
◘ «Экономическая порода» собак - это...(Такса, ведь такса - это ещё и установленная расценка.)
◘ Какая птица является крупным издателем школьных учебников?
(Издательство «Дрофа». Дрофа - крупная птица отряда журавлеобразных.)
◘ Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко?
(Анютины глазки - цветы.)
◘ Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры.(Кипарис)
◘ Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин? (Осы - осиная талия.)
◘ Название какой птицы всё время слышится в строительных лесах?
(Майна - розовый скворец, майна - строительная команда «опускай вниз!»)
◘ Какая водоплавающая птица написала известные книги?
(Гоголь)


2.12 “Сенкан”.


Сенкан (или сенкен) — это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Во время составления сенканов необходимо придерживаться таких правил:


1. Первая строка должна содержать слово, которое обозначает тему (обычно это существительное).
2. Вторая строка — это описание темы, который состоит из двух слов (два прилагательных).
3. Третья строка называет действие, связанное с темой, и состоит из трех слов (обычно это глаголы).
4. Четвертая строка является фразой, которая состоит из четырех слов и выражает отношение к теме, чувства по поводу обсуждаемого.
5. Последняя строка состоит из одного слова — синонима к первому слову, в нем выражается сущность темы, будто подводится итог.
Например: Составить сенкан на тему «Биология».
(одно существительное) биология
(два прилагательных) интересная, современная
(три глагола) развивается, изучает, исследует
(фраза из четырех слов) наука о живой природе
(синоним к существительному) жизнь


2.13 Интересные экологические задачи.

Экологические задачи - способ, который обеспечивает творческий уровень усвоения экологических знаний, способствует воспитанию учащихся творческих способностей, развития памяти, логического мышления. Задачи можно использовать на всех этапах урока: во время опроса, изучения нового материала, закрепления и обобщения знаний.

Задача 1. У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время?http://www.plantopedia.ru/upload/plantopedia/01_plantopedia/acerpou100507_040.jpg

Ответ. Листья красноватой окраски лучше поглощают тепловые лучи Солнца и поэтому меньше страдают от весенних заморозков.

Задача 2. Родина сирени – Персия. В Карелии сирень хорошо растет, но осенью, когда другие деревья и кустарники сбрасывает листву, сирень продолжает стоять зеленая, с листьями. Почему сирень не сбрасывает листья одновременно с другими растениями?

Ответ. В Персии климат гораздо теплее, чем в Карелии и средней полосе России, поэтому там сирень долго не сбрасывает листья. Это качество передается по наследству. По этой причине даже не севере России сирень долго стоит с листьями.

Задача 3. На моховых болотах можно встретить хищное растение – росянку. Пищей росянки служат мелкие насекомые. При этом выделяется пищеварительный сок, и насекомое «переваривается», питательные вещества всасываются растением. Объясните, с чем связан такой способ питания?http://hnb.com.ua/artimages/300x/da786e800399b7ec0b9751e8a75f0544.jpg

Ответ. Почва моховых болот очень бедна перегноем, поэтому растения получают мало органических веществ, в том числе содержащих азот. Соединения азота нужны для образования белков в организме. Росянка, «переваривая» животные белки, преодолевает, таким образом, белковый голод. Это своеобразное приспособление к условиям среды обитания.

Задача 4. Под пологом березы поселился еловый подрост. Какова судьба будущего леса?

Ответ. Ель хорошо растет под пологом светолюбивой березы. Но в силу того, что ель долговечнее и выше березы, она (ель), в конце концов, перегонит березу по высоте и затенит ее. Таким образом, произойдет смена пород, и на месте березового леса вырастет еловый. Это может быть примером межвидовой борьбы «за место под Солнцем».

Задача 5. На полянах и прогалинах ольшаников развивается хороший травостой. «Где ольха – там и трава» - гласит народная мудрость. Объясните это явление.

Ответ. На корнях ольхи поселяются клубеньковые бактерии, способные фиксировать азот воздуха. С ольхой клубеньковые бактерии находятся в симбиотических отношениях. Почва около ольхи обогащена солями азота, что и способствует росту не только самой ольхи, но и густой трявяной растительности.

Задача 6. После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?http://img-fotki.yandex.ru/get/4130/65435673.25c/0_9a542_3bf7bfb2_orig

Ответ. Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется.

Задача 8. Некоторые виды форелей живут в водоемах со слабо проточной водой, но метать икру уходят в быстро текущие реки. Можно ли разводить этих рыб в прудовом хозяйстве? Если да, то как? Если нет, то почему?http://www.unser-inn.at/bilder/galerie/tiere-pflanzen/bachforelle_01.jpg

Ответ. Можно при условии искусственного разведения. В быстро текущих реках в воде больше кислорода, поэтому при развитии икры необходимо создать такие условия (обеспечить аэрацию воды).

ВЫВОДЫ

Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что " Не с курьезами и диковинками наук надо знакомить учеников в школе, а приучать их находить причинные связи в том, что их окружает, показывать пользу науки»

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся . Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« i nter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

 Предполагаемые результаты использования интерактивных занятий

•  Повышение эффективности занятий, интереса учащихся

•  Формирование и развитие у детей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов

  Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них).

•  Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).



Принципы работы на интерактивном занятии:

•  Занятие – не лекция, а общая работа.

•  Суммарный опыт группы больше опыта учителя

•  Все участники равны

•  Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

•  Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).



•  Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

В процессе использования интерактивных технологий, методов обучения учащихся развиваются: навыки критического мышления и познавательного интереса; уверенность в своих силах; способность бороться с трудностями; свободно высказывать свои мысли и спокойно принимать замечания. То есть учащиеся являются активными участниками учебного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Биология.-М.: Аванта+,2001г.

  2. Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: Учебно-методическое пособие. – М.: ИПК КГПУ, 2011.

  3. Жук Г.У. Активні форми і методи навчання біології.- К.: «Освіта України», 2008.-456с.

  4. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.

  5. Иванцова Л. И. Применение информационно-коммуникационных технологий в предпрофильном обучении. 2014.

  6. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с

  7. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.

  8. Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе. - 2002. - №2. - 30-34с.

  9. Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Дисс. докт. пед. наук. – М.: МПУ, 1994. – 269с.

  10. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студентов вузов/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Седельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Академия, 2003. 266с.

  11. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.

  12. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения т.1. - М.: Просвещение, 1956. - 558 с.

  13. Ходорн Е., Венер Р. Общая зоология,- М.: Мир,1989 г.



Скачать 303.71 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница