Влияние дыхательных гимнастик на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи



Скачать 33.63 Kb.
Дата02.07.2018
Размер33.63 Kb.

Влияние дыхательных гимнастик на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Н.А. Злобина

Воспитатель логопедической группы

МБДОУ № 251 «Колосок», г. Ростов-на-Дону

Описание: В данной статье говорится о влиянии дыхательных гимнастик на речевое дыхание, т.к. на современном этапе развития общества растёт количество детей с нарушениями речи. От правильного речевого дыхания зависит и правильность речи.

Ключевые слова: дыхательная гимнастика, здоровье, дизартрия, алалия, заикание, ринолалия, речевое дыхание, нарушения речи, голос, звукопроизношение, моторика.

Здоровье является важнейшей ценностью, необходимой для полноценного психического, физического и социального развития человека. Если в дошкольном возрасте не будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, то возможны проблемы с его полноценным развитием в будущем. На современном этапе развития общества проблема обучения и воспитания детей с нарушениями речи является одной из актуальных проблем специальной педагогики. Особенно актуальной проблемой является обучение и воспитание детей раннего дошкольного возраста, так как именно в этот период можно сгладить и преодолеть нарушения речи, что значительно поможет ребёнку в дальнейшей социальной адаптации и обучении в школе.

С точки зрения физиологии – дыхание это совокупность процессов, которые обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа, а речевое дыхание – это дыхание в процессе речи, которое отличается от обычного дыхания такими особенностями, как: более быстрый вдох и замедленный выдох; значительное увеличение дыхательного объема; преимущественно ротовой тип дыхания и максимальное расхождение голосовых складок на вдохе, и сближение их почти до соприкосновения на выдохе.

С каждым годом увеличивается количество детей с такими нарушениями речи как дизартрия, моторная, сенсорная алалия, заикание и ринолалия. По мнению авторов, таких как А. Г Ипполитова, Н. А. Рождественская, Е. Л. Пеллингер, К. П. Бутейко, А. Н. Стрельникова, М. Норбеков и др. в коррекционных методиках для детей с указанными нарушениями нужно уделять особое внимание развитию физиологического и речевого дыхания. Логопедическое занятие нужно начинать с упражнений на активизацию и формирование правильного речевого и физиологического дыхания, т.е. с дыхательных гимнастик. Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, которые направлены на формирование правильного речевого дыхания (ритмичность, плавность, сила и продолжительность выдоха). При правильном речевом дыхании человек затратит меньше мышечной энергии, но при этом добавится максимальный звук и плавность во время речи. Существует ряд методик, которые направлены на восстановление этой важной функции: «Дыхательные упражнения системы», Кацузо Ниши; К. П. Бутейко «Волевая ликвидация глубокого дыхания»; Н.Н. Исмукова «Восстановление естественного дыхания»; «Дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельниковой и другие.

В основе дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, развивающей дыхательную мускулатуру, лежит «гимнастика вдоха» - т.е. создание определенного сопротивления вдоху за счет напряжения мышц грудной клетки и плечевого пояса на этой фазе дыхательного цикла.

Ожидаемые эффекты после занятий:



  • Нормализация процессов кровообращения;

  • Восстановление баланса возбуждения и торможения в ЦНС;

  • Улучшение дренажной функции бронхов;

  • Восстановление нарушенного носового дыхания;

  • Ликвидация спаечных процессов в бронхолегочной системе;

  • Рассасывание воспалительных очагов и расправление спавшихся участков в ткани легких;

  • Восстановление нормального крово- и лимфообращение в легких;

  • Улучшение функций сердечно-сосудистой системы;

  • Исправление развивающихся в процессе заболевания различных деформации грудной клетки и позвоночника;

  • Повышение общей сопротивляемости организма, его тонуса.

Популярность дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой заключается в том, что комплекс упражнений прост, ясен и эффективен; практически нет противопоказаний; комплекс очень быстро и эффективно нарабатывает правильный ритм и технику нормального носового дыхания.

В заключение можно сказать, что использование дыхательных гимнастик влияет на речевое дыхание только с положительной стороны, речь становится плавной, чёткой и понятной, а также нормализуется физиологическое дыхание, что немало важно для здоровья организма человека.


Литература.

1. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г., Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.

2. Горчакова А.М., Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.

3. Зубко И.Л., О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.



4. Медведев Б.А., Животворящее дыхание или Мозг должен дышать! // Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г.

5. Щетинин М., Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, М., Метафора, 2002


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница