«Восстание декабристов»



Скачать 117.13 Kb.
Дата10.06.2018
Размер117.13 Kb.
ТипУрок



Урок истории в 8 классе

Тема: «Восстание декабристов»

Цель: рассказать о ходе восстания декабристов

Задачи:

Образовательные: повторить материал об обстановке в стране в период правления Александра 1 (создании военных поселений и возникновении тайных обществ в России), дать представление о восстании декабристов (возникновении ситуации, которой решили воспользоваться члены тайного общества, ходе восстания, соотношении сил, итогах восстания, причинах поражения и историческом значении восстания декабристов).

Коррекционно-развивающие: формировать умения связной логической речи при устных ответах, пространственной ориентации при работе с картой, развивать познавательную активность через дидактическую игру.

Воспитательные: воспитывать интерес к данной теме, вызвать у учащихся чувство глубокого уважения к мужественным людям, с оружием в руках вставшим на защиту угнетённого и обездоленного народа.

Основные знания: 14 декабря 1825 года – восстание декабристов, первое открытое выступление против царского правительства.
Основные термины и понятия: присяга, декабристы, каторга.
Оборудование и материалы: учебник стр 238-242, «лента времени», карта «Российская империя в начале 19 века (европейская часть)», карточки-даты, карточки «Тайные общества», атрибуты к игре «Палитра», мультимедийная презентация «Восстание декабристов», мяч к игре-физминутке «Верите ли вы…», учебная картина Р. Р. Френца «Восстание декабристов на Сенатской площади 1825 г.», стихотворение А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…», иллюстрации портретов А. С. Пушкина, М. Н. Волконской, кроссворд «Декабристы», цветные карандаши.

Тип урока: комбинированный
Ход урока

I. Оргмомент

Разминка «Восстановить ленту времени», показать изучаемый век (работа на доске).


II. Повторение пройденного материала

На предыдущих уроках мы с вами говорили об обстановке в стране в период правления Александра 1 (создании военных поселений и возникновении тайных обществ в России).




  1. Работа по карточкам-датам «События нашей страны первой половины 19 века».

- Показать дату Отечественной войны русского народа против армии Наполеона.

- Показать дату начала правления Александра 1.

- Показать дату создания военных поселений по указу Александра 1.

- Показать дату создания двух больших тайных общества: Южного и Северного.

- Какая дата осталась? 1825 год.


  1. Игра «Палитра» (расставить краски: на верное суждение - целая краска, на неверное - с отверстием), проверка.




  1. Работа у доски по карточкам «Тайные общества» (восстановление таблицы с

показом по карте С-Петербурга и Украины).

Тайные общества

Северное общество Южное общество

Петербург Украина

Руководители

Н. М. Муравьёв П. И. Пестель

Название программы

Конституция Н. Муравьёва «Русская правда» Пестеля

Задачи

Уничтожение крепостного права Уничтожение крепостного права

Россия-конституционная монархия Россия-республика
III. Актуализация знаний, объявление новой темы

Вы узнали, что во время правления Александра 1 в России появились тайные общества. Состояли они из офицеров-дворян. Они хотели избавить русский народ от крепостного гнёта. Но понимали, что ни помещики, ни царь добровольно не откажутся от власти и богатства. Освободить народ можно было только вооружённым путём.

Сегодня на уроке мы познакомимся с восстанием декабристов (ситуацией, которой решили воспользоваться члены тайного общества, ходом восстания, соотношением сил, итогами, историческим значением восстания.

Откройте тетради и учебники на стр. 238. Запишите число, тему урока «Восстание декабристов».



IV. Изучение нового материала

1. Изучаемое событие относится к 1825 году. Откройте хронологическую таблицу в конце тетради и раскрасьте дату цветным карандашом.

2. Произведём математический подсчёт. Сколько лет назад произошло данное событие? (Учитель на доске, ученики в тетрадях 2013-1825=188 лет назад)

3. Рассказ учителя с опорой на мультимедийную презентацию «Восстание

декабристов».

4. Словарная работа, чтение по учебнику на стр. 24, запись в тетрадях: присяга, декабристы, каторга.


5. Игра - физминутка с мячом «Верите ли вы…» (для каждого учащегося)

- Верите ли вы, что восстание готовились провести в 1826 году? (да)

- Верите ли вы, что восстание декабристов началось 14 декабря 1825 года? (да)

- Верите ли вы, что восстание произошло в Москве? (нет)

- Верите ли вы, что восстание произошло на Сенатской площади? (да)

- Верите ли вы, что императором после смерти Александра 1 стал его брат

Николай? (да)

- Верите ли вы, что руководитель восстания Трубецкой не явился на Сенатскую

площадь? (да)

- Верите ли вы, что на площади не было выстрелов? (нет)

- Верите ли вы, что восстание декабристов на Сенатской площади было

подавлено? (да)

- Верите ли вы, что пять человек были приговорены к смертной казни? (да)

- Верите ли вы, что декабристов не отправляли на каторгу? (нет)

- Верите ли вы, что декабристы – это члены тайного общества, восставшие в

декабре 1825 года? (да)

- Верите ли вы, что восстание декабристов произошло 188 лет назад? (да)

- Верите ли вы, что восстание явилось первым открытым выступлением против

политики царского правительства? (да)

6. Работа по учебной картине Р. Р. Френца «Восстание декабристов на Сенатской площади 1825 года». Сообщение ученика 8 класса Шулика Алёши. Перед сообщением ставится вопрос: «Какие чувства у вас вызывает данная картина?».


7. Вопрос классу: Как вы думаете, кто поддерживал декабристов в трудные годы каторги в Сибири? (Сообщение Карлюковой Наташи о жене декабриста Марии Николаевне Волконской).
V. Закрепление нового материала

Разгадывание кроссворда «ДЕКАБРИСТЫ», раскрасить ключевое слово соответствующим цветом. Поставьте себе оценку за урок красный цвет - 5, синий - 4, зелёный – 3.



Д е к а б р ь

и м п Е р а т о р

Н и К о л а й

б р А т

Т р у Б е ц к о й

п Р и с я г а

п о р а ж е н И е

С и б и р ь

к а Т о р г а

ж ё н Ы



  1. Название месяца, когда выступили члены тайного общества (декабрь)

  2. Звание Александра 1 (император)

  3. Новый император после смерти Алексанра 1 (Николай)

  4. Кем доводился Николай 1 Александру 1 (брат)

  5. Руководителем восстания был назначен (Трубецкой)

  6. Клятва (присяга)

  7. То, чем закончилось восстание декабристов (поражение)

  8. Куда отправили декабристов (Сибирь)

  9. Особый вид наказания за преступления в России (каторга)

  10. Кто поддерживал декабристов в эти трудные годы (жёны)


VI. Подведение итогов, объявление оценок за работу. Таким образом, мы познакомились с восстанием декабристов 14 декабря 1825 года – первым открытым выступлением против политики царского правительства.
VII. Домашнее задание: Прочитать текст стр. 238-242, ответить на вопросы стр. 241, выучить новые слова и даты.
Дополнительный материал:


  1. Великий поэт А. С. Пушкин, восхищённый декабристами, посвятил им своё стихотворение «Во глубине сибирских руд… (Чтение учащимися Юсуповым Валерой и Кузьминым Костей)

  2. Мультимедийная презентация (звуковая) «Сенатская площадь в Санкт – Петербурге сегодня»

  3. Мультимедийная презентация «Жёны декабристов»


Самоанализ урока

Предмет история

Ф. И. О. учителя Тяпухина Светлана Владимировна

Дата 12. 03. 13.

Класс 8

Тема урока Восстание декабристов

Цель: рассказать о ходе восстания декабристов

Задачи:

Образовательные: повторить материал об обстановке в стране в период правления Александра 1 (создании военных поселений и возникновении тайных обществ в России), дать представление о восстании декабристов (возникновении ситуации, которой решили воспользоваться члены тайного общества, ходе восстания, соотношении сил, итогах восстания, причинах поражения и историческом значении восстания декабристов).

Коррекционно-развивающие: формировать умения связной логической речи при устных ответах, пространственной ориентации при работе с картой, развивать познавательную активность через дидактическую игру.

Воспитательные: воспитывать интерес к данной теме, вызвать у учащихся чувство глубокого уважения к мужественным людям, с оружием в руках вставшим на защиту угнетённого и обездоленного народа.

Тип урока: комбинированный

Урок проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием. Имеет тесную связь с предыдущим материалом.

Класс к уроку подготовлен. Оргмомент проведён. Тема урока и цели доведены до учащихся. Структура урока соответствовала его содержанию и целям. Время было распределено целесообразно.

На уроке были применены различные методы и приёмы обучения (словесные, наглядные и практические), направленные на развитие у учащихся самостоятельности, активности: работа с «лентой времени», работа по карточкам-датам «События нашей страны первой половины 19 века», игра в парах «Палитра», работа у доски по карточкам «Тайные общества», показ по карте «Российская империя в начале 19 века», работа в тетради (математический подсчёт, словарная работа, кроссворд), работа с учебником. На уроке использован демонстрационно-наглядный материал - мультимедийная презентация «Восстание декабристов», учебная картина по истории Р. Р. Френца «Восстание на Сенатской площади 1825 года», иллюстрации портретов А. С. Пушкина, М. Н. Волконской.

В целях здоровьесбережения проведена игра-физминутка с мячом «Верите ли вы…»

Для активизации познавательной деятельности и привития интереса к изучаемой теме, на этапе закрепления нового материала применён кроссворд «Декабристы».

На уроке осуществлялась межпредметная связь с математикой, чтением, изобразительным искусством. Характер вопросов и заданий соответствовал уровню развития учащихся. На уроке происходило развитие внимания, мышления, воображения. Считаю, что поставленные цели на уроке были достигнуты.

Хронологическая таблица

« События нашей страны первой половины XIX (19) века»


п/п



Даты



События



1801 год

Начало правления Александра 1.




1812 год

Отечественная война русского народа против армии Наполеона.



1816 год

Создание военных поселений по указу Александра (руководил их созданием Аракчеев)



1821 год

Создание двух больших тайных общества: Южного и Северного.



1825 год


Начало правления императора Николая 1.

Восстание декабристов.



Хронологическая таблица

« События нашей страны первой половины XIX (19) века»

п/п



Даты



События



1801 год

Начало правления Александра 1.




1812 год

Отечественная война русского народа против армии Наполеона.



1816 год

Создание военных поселений по указу Александра (руководил их созданием Аракчеев)



1821 год

Создание двух больших тайных общества: Южного и Северного.



1825 год


Начало правления императора Николая 1.

Восстание декабристов.



Хронологическая таблица

« События нашей страны первой половины XIX (19) века»

п/п



Даты



События



1801 год

Начало правления Александра 1.




1812 год

Отечественная война русского народа против армии Наполеона.



1816 год

Создание военных поселений по указу Александра (руководил их созданием Аракчеев)



1821 год

Создание двух больших тайных общества: Южного и Северного.



1825 год


Начало правления императора Николая 1.

Восстание декабристов.





Тайные общества

*

*

*

*

Руководители

*

*

Название программы

*

*

Задачи

*

*

*

*



Тайные общества

*

*

*

*

Руководители

*

*

Название программы

*

*

Задачи

*

*

*

*



Тайные общества

*

*

*

*

Руководители

*

*

Название программы

*

*

Задачи

*

*

*

*



Тайные общества

*

*

*

*

Руководители

*

*

Название программы

*

*

Задачи

*

*

*

*


1801 1801

1812 1812

1816 1816

1821 1821

1825 1825

Вопрос: Какие чувства вызывает у вас эта картина?

На картине художника Френца Р. Р. «Восстание декабристов на Сенатской площади» мы видим:

  1. Зимний серый день.

  2. На берегу реки Невы «Медный всадник» - памятник Петру 1 на Сенатской площади.

  3. Здание Сената

  4. Полки, преданные Николаю 1 и восставшие выстроились около памятника Петру 1.

  5. К площади стал стекаться народ. Некоторые пришли сюда просто из любопытства. А некоторые посочувствовать восставшим.

  6. Раздались залпы. На переднем плане мы видим убитых и раненных декабристов.

Ответ на поставленный вопрос.
Каталог: servisy -> meropriyatiya -> faily ishodniki
faily ishodniki -> Инновационные технологии восстановления кузова автомобиля Renault Logan
faily ishodniki -> Исследование динамики популяции амурского тигра с 1900-по 2017г г.
faily ishodniki -> Рабочая программа средней группы (от 4 до 5лет) на 2016-2017 учебный год Программа разработана Воспитателем: Онякина Т. В
faily ishodniki -> Реферат Тема: СССР в 1945-1953 гг. Учащийся 9г класса маоу «сош №18» г. Сыктывкара
faily ishodniki -> «Транспорт» воспитателя Мыльниковой Ирины Анатольевны
faily ishodniki -> Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в природе»
faily ishodniki -> Теоретический анализ проблемы жестокого обращения с детьми
faily ishodniki -> Изложение взглядов на проблему: Происхождение норманнов
faily ishodniki -> Кто такой настоящий друг
faily ishodniki -> «Голосеменные растения»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница