«Восстановление работоспособности тяжелоатлетов»



Скачать 190.51 Kb.
Дата28.11.2017
Размер190.51 Kb.
ТипЛитература


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 2


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Восстановление работоспособности тяжелоатлетов»

Автор: Горбачев Л.А.


г.Каменск-Шахтинский

2010 год


СОДЕРЖАНИЕ


1.

Восстановление работоспособности тяжелоатлетов ……...

3










2.

Применение функциональной музыки на

тренировках тяжелоатлетов …………………………………


13










Литература …………………………………………………………………...

19



1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ
В последние годы все больше внимания уделяется проблеме восстановления спортивной работоспособности тяжелоатлетов, идет постоянный поиск новых восстановительных средств и наряду с этим продолжают активно совершенствоваться методики применения традиционных средств восстановления.

Проблема восстановления разрабатывается в двух направлениях. Одно из них – реабилитация (восстановительное лечение), представляющая собой восстановление здоровья и физической работоспособности тяжелоатлетов после заболеваний, перенапряжений, перетренировок и т.д. Реабилитация рассматривается как часть общей системы лечебных мероприятий. Другое направление (профилактическое) – это восстановление спортивной работоспособности. Оно включает мероприятия, позволяющие стимулировать восстановление функционального состояния и работоспособности тяжелоатлета при утомлении после напряженных тренировок и соревнований. Под восстановлением следует понимать не только достижение прежних функциональных возможностей, но и превышение их.

Средства восстановления распределяют на три группы: педагогические, медицинские и психологические.

Здесь будут рассмотрены лишь некоторые наиболее доступные и эффективные медицинские средства восстановления – физические факторы.

Физические факторы подразделяют на естественные, или природные (солнце, воздух, вода, климат, лечебные грязи), и преобразованные, получаемые при превращении естественных сил природы в энергию различных видов (электрический ток низкого и высокого напряжения, электрические и магнитные поля, искусственный свет, механические колебания, искусственная аэроионизация и др.), используемую для активного воздействия на организм человека.

Для лечения при травмах и заболеваниях, для предупреждения их (так называемая физиопрофилактика) и для ускорения восстановления работоспособности тяжелоатлетов, снизившейся под воздействием больших нагрузок, успешно применяются физиотерапевтические факторы (электро-, свето-, гидротерапия и др.).

Восстановление рассматривается как неотъемлемая часть тренировочного процесса, прежде всего высококвалифицированных спортсменов, тренировочные нагрузки которых чрезвычайно велики.

С учетом актуальности данной темы, важности знания как спортсменом, так и тренером средств восстановления и методик использования их в статье рассматриваются методические вопросы применения физиотерапевтических факторов восстановления. Однако прежде следует подчеркнуть наиболее важные общие принципы применения средств восстановления: комплексность, необходимость чередования (во избежание адаптации к ним) и изменения дозировки, оптимальность сочетания средств общего и локального воздействия. Следует учитывать также возможность совмещения различных средств восстановления, а так же то, что способность к восстановлению организма можно совершенствовать и, следовательно, слишком частое применение этих средств (в особенности однообразных) будет сдерживать развитие естественной способности организма к восстановлению.

С целью ускорения процессов восстановления могут быть использованы гальванизация, диадинамические токи, индуктотермия, электрическое поле ультравысокой частоты (УВЧ) и другие электротерапевтические процедуры.

Гальванизация – это использование постоянного тока низкого напряжения, называемого гальваническим. Такой ток усиливает крово- и лимфообращение в коже и других тканях, стимулирует обменно-трофические процессы и утоляет боль.

Электрофорез – один из методов использования гальванического тока. При этом в организм тяжелоатлета через кожу или слизистые оболочки при помощи постоянного тока вводится лекарственное вещество. Такое сочетание действия гальванического тока и лекарственного вещества весьма эффективно.

При гальванизации и электрофорезе силу тока обычно дозируют в пределах 0,05 – 0,1 мА на 1см2 площади влажной прокладки электрода. Продолжительность процедуры – 10 -20 мин.

Можно проводить общую и местную гальванизацию. Общая гальванизация проводится следующим образом (методика С. Б. Вермеля). Электрод площадью 300 см2 располагают в межлопаточной области, соединив его с одним полюсом аппарата для гальванизации. Два других электрода площадью 150 см2 каждый помещают в области икроножных мышц обеих ног и соединяют сдвоенным проводом с другим полюсом аппарата. Допустимая плотность тока – до 0,1 мА на 1 см2 прокладки электрода (сила тока при этом будет 15 – 30 мА), продолжительность процедуры – 20 мин.

При местной гальванизации воздействию тока подвергаются наиболее нагружаемые мышцы и суставы.

Диадинамические токи (токи Бернара) представляют собой выправленные синусоидальные токи низкой, периодически меняющей частоты. Они оказывают антиспастическое, обезболивающее и сосудорасширяющее действие, способствуют улучшению тканевого обмена.

Процедуру начинают с воздействия двухтактного непрерывного тока в течение 1 мин, затем переходят к воздействию током «короткий период» (1 -2 мин) и током «длинный период» (также 1 – 2 мин). Продолжительность процедуры обычно 5 – 10 мин (в зависимости от числа участков, подлежащих воздействию). Сила тока должна быть такой, чтобы появились выраженные, но неболезненные ощущения вибрации.

Индуктотермия – метод высокочастотной электротерапии. В качестве генераторов высокочастотного магнитного поля (частота колебаний – 13,56 млн. Гц, длина волн – 23,13 м) используют аппараты ДКВ – 2 или ИКВ – 4.

В ходе процедуры на тяжелоатлета воздействует магнитное поле, образующиеся вокруг индуктора – нескольких витков высоковольтного кабеля, соединенного с прибором. При этом в теле спортсмена появляются индукционные (вихревые) токи. Они равномерно прогревают ткани и действуют болеутоляюще. Процедура индуктотермии вызывает глубокую гиперемию, стимулирует лимфо- и кровообращение, понижает мышечный тонус. Все это способствует улучшению трофики и функционального состояния тканей.

Перед включением прибора необходимо проследить, чтобы на теле спортсмена вблизи поля действия электрода не было металлических предметов (во время процедуры они будут нагреваться и могут вызвать ожог). При воздействии на плоскую поверхность тела ее предварительно покрывают сложенным вчетверо мохнатым полотенцем, благодаря чему образуется зазор 1 – 1,5 см между кожей спортсмена и дискообразным индуктором, представляющим собой спираль из нескольких витков, заключенную в пластмассовый каркас и соединенную с аппаратом.

Индуктотермия может проводиться и при помощи индуктора-кабеля, который свертывают в плоскую спираль из 2 – 3 витков и накладывают поверх полотенца на участок воздействия. Такой индуктор особенно удобен для отпуска процедур на конечности. При этом конечность сначала обертывают сложенным вчетверо мохнатым полотенцем, поверх которого наматывают в виде спирали три витка кабеля. Кабель можно расположить также вдоль конечности в виде длинной петли.

Основным ориентиром для дозировки тока является ощущение легкого тепла. При этом показания прибора на аппарате ДКВ – 2 будут около 200 мА, а на аппарате ИКВ – 4 переключатель мощности на панели управления аппарата будет находиться в пределах 1 – 3 делений.

Электрическое поле ультравысокой частоты (УВЧ) вызывает активную гиперемию в тканях, усиливает крово- и лимфоток, благодаря чему улучшается питание тканей. Процедуры УВЧ оказывают также противовоспалительное и болеутоляющее действие, усиливают процессы иммунитета.

Воздействовать электрическим полем УВЧ можно с помощью аппаратов УВЧ – 62, УВЧ – 66, «Экран – 1» и др.

Для проведения процедуры участок тела, подлежащий воздействию, должен находиться между двумя изолированными конденсаторными пластинами – электродами, к которым подводится вырабатываемое в аппарате переменное напряжение. Величина зазора между электродами и телом спортсмена составляет 2 – 3 см. При этом энергия электрического поля УВЧ будет сравнительно равномерно поглощаться всей толщей тканей. Продолжительность процедуры – 10 – 15 мин.

Для восстановления работоспособности тяжелоатлетов используется также светотерапия. Спектр светового излучения делится на три основные части: инфракрасное, видимое и ультрафиолетовое излучение.

Инфракрасное (тепловое) излучение, поглощаясь тканями, приводят к повышению температуры, рефлекторному расширению сосудов, усилению обменных процессов. Инфракрасное излучение глубже других проникает в ткани (до 3 – 5 см). Под воздействием его наблюдается кратковременный антиспастический и обезболивающий эффект.

Видимое излучение стимулирует обменные процессы. Красный свет повышает возбудимость, с синий действует успокаивающе при психическом возбуждении. Видимое излучение проникает в кожу всего лишь на несколько миллиметров.

Наиболее активное действие оказывает ультрафиолетовое излучение. Оно незначительно проникает в кожу (обычно в пределах 0,5 мм), ощущения тепла не вызывает, но, поглощенное кожей, порождает выраженные химические реакции.

Ультрафиолетовое излучение – часть спектра света, действующая наиболее активно. Под влиянием ультрафиолетового облучения в коже образуется витамин Д, улучшается фосфорно-кальциевый обмен, стимулируются обменные процессы, повышается иммунитет. Однако такая реакция будет наблюдаться при умеренном ультрафиолетовом облучении. Превышение рекомендуемых доз облучения приводит к ухудшению общего состояния и обострению хронических воспалительных процессов.

Чувствительность кожи к ультрафиолетовому излучению различна. Наиболее чувствительна к нему белая кожа.

Инфракрасным излучением воздействуют с помощью лампы инфракрасных лучей – ИКЛ. Средствами сочетания теплового и видимого излучения являются лампы Минина, соллюкс и другие лампы накаливания.

Облучение проводят в комнате при температуре воздуха 200С. Воздействуют инфракрасными лучами с расстояния 60 – 80 см в течение 20 – 30 мин с помощью лампы инфракрасных лучей, металлическая спираль которой накаливается до температуры не выше 5000. Интенсивность облучения должна быть такой, чтобы спортсмен ощущал умеренное тепло.

Светотепловой излучатель «Соллюкс» имеет лампу накаливания мощностью 500 – 1000 Вт. Температура вольфрамовой нити лампы может достигать 28000. Облучение обычно проводят с расстояния 60 – 90 см (в зависимости от мощности лампы). Длительность процедуры – 15 – 30 мин, интенсивность должна быть такой, чтобы ощущалось умеренное тепло.

Лампа Минина – это лампа накаливания мощностью 25 – 40 Вт, расположенная в рефлекторе. Лампа излучает в основном инфракрасные лучи. Помещают ее на расстоянии 5 – 15 см от облучаемого участка. Длительность облучения – 10 20 мин. При нормальной интенсивности должно ощущаться приятное тепло.

Ультрафиолетовое облучение проводят с помощью стационарных, настольных или портативных облучателей, в которых источником ультрафиолетового излучения являются ртутно-кварцевые лампы.

Облучения начинают через 10 мин после включения лампы (к этому моменту достигается максимум интенсивности излучения и лампа функционирует в установленном режиме).

Процедуры ультрафиолетового облучения начинают после определения биодозы. При групповом облучении используют лампу «Маяк». Тяжелоатлеты при этом располагаются по кругу на расстоянии 2 – 3 м от лампы. Поворачиваясь, они по очереди облучаются со всех сторон.

Доза первого облучения составляет 0,25 – 0,5 биодозы. Через каждые 1 – 2 процедуры дозу увеличивают на 0,5 биодозы, постепенно доводят до 3 – 5 биодоз. Курс облучения составляет 15 – 20 процедур.

Широко используются для восстановления работоспособности тяжелоатлетов водолечебные процедуры (различные души и ванны). Они снимают утомления, способствуют повышению работоспособности, закаливанию организма.

Водные процедуры применяются как гигиенические, закаливающие и лечебные средства.

Влияние гидротерапевтических процедур зависит в основном от их длительности, температуры и степени механического воздействия воды.

С целью восстановления используют также гидротерапевтические процедуры, при которых действия воды сочетается с действием других физических факторов (например, подводный душ – массаж) или лекарственных веществ (хвойные ванны).

Действие душа обуславливается температурой и силой давления воды. При использование душа различных видов механическое раздражение разное, наиболее высокое оно при душе Шарко (до 3 ат).

В целях восстановления можно использовать дождевой, игольчатый, циркулярный и струевой души.

Дождевой душ получается при прохождении воды через специальную сетку типа садовой лейки.

При игольчатом душе вода проходит через сетку, в каждое отверстие которой ввинчена металлическая трубочка малого диаметра. Вода при этом падает на тело в виде тонких струек.

При циркулярном душе спортсмен находится под действием множества струек воды, выходящих из мелких отверстий труб, окружающих спортсмена со всех сторон. В среднем продолжительность теплового душа 3 – 5 мин, холодного 2 – 3 мин.

При струевом душе вода соответствующей температуры и под определенным давлением подается со специальной душевой кафедры в душевую установку. Струевой душ (душ Шарко) представляет собой большую струю воды, выбрасываемую из шланга под давлением 2 – 3 ат. Тяжелоатлет при этом находится на расстоянии 3 – 3,5 м от душевой кафедры. Процедуру начинают с веерной струи, обдавая спортсмена с ног до головы сначала сзади, а потом спереди. После этого спортсмен поворачивается спиной и его обдают компактной струей воды, медленно проводя ее сначала по одной ноге до поясницы, затем по другой, повторяя 2 – 3 раза. Далее проводят струей воды вдоль позвоночника, по вытянутым кверху рукам, после чего тяжелоатлет поворачивается одним, затем другим боком, и его обдают струей воды снизу вверх. И наконец, спортсмен поворачивается лицом к душевой кафедре, его ноги обдают компактной струей воды 2 – 3 раза, а живот и грудь – веером струей. Температура воды при проведении первой процедуры должна быть 320С, с каждой последующей процедурой она снижается на 2 – 30 и доводится в конце курса до 20 – 150С. Давление воды при первой процедуре составляет 1,5 – 2 ат, а при последующих процедурах постепенно доводится до 3 ат. Длительность процедуры – 1 – 3 мин.

Шотландский душ – это два струевых душа. С душевой кафедры сначала через один шланг подают горячую воду (37 – 450) в течении 30 – 40 с, а затем через другой шланг – холодную (10 – 200) в течении 15 – 20 с, и так 4 – 6 раз. Процедуру следует начинать с воздействия горячей и заканчивать воздействием холодной воды. Длительность процедуры – 2 4 мин.

Ванны пользуются заслуженным признанием у тяжелоатлетов. Здесь мы опишем методику применения индифферентных (т.е. не вызывающих ощущения тепла или холода с температурой воды 35 – 370) ванн нескольких видов. Такие ванны способствуют регуляции функций нервной и сердечно-сосудистой систем, Улучшают тканевый метаболизм, снижают мышечный тонус. В конечном итоге они позволяют снять утомление, способствуют восстановлению работоспособности после высоких нагрузок, закаливают организм тяжелоатлета.

Влияние ванн обуславливается в основном длительностью, температурой и силой механического воздействия, а также физико-химическим составом воды.

Соляные (или хлоридные натриевые) ванны повышают функциональное состояние коры головного мозга, снижают возбудимость, тонизируют нервно-мышечный аппарат, повышают обмен веществ, положительно влияют на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Для получения такого эффекта концентрация хлорида натрия в воде должна быть в пределах 15 – 30 г/л. Это достигается растворением в 200 л пресной воды 3 – 6 кг поваренной (или морской) соли. Соль насыпают в марлевый мешок и подвешивают под струю горячей воды. Температура ванны должна быть 36 – 380, продолжительность – 10 – 15 мин.

При хвойных ваннах организм подвергается температурному и механическому действию воды, а также действию ароматических веществ хвои, которые рефлекторным путем влияют на центральную нервную систему. Температура ванны – 35 – 370, продолжительность – 10 – 15 мин. Готовится она путем растворения в 200 л пресной воды 60 г порошкообразного хвойного экстракта или 100 мл жидкого экстракта.

Углекислые ванны вызывают расширение капилляров кожи и перемещение крови из внутренних органов к периферии. При приеме углекислых ванн улучшаются обмен в тканях, кровоснабжение миокарда, снижается частота и увеличивается сила сердечных сокращений.

Эффективны углекислые ванны при перенапряжениях и функциональных расстройствах центральной нервной системы.

Для приготовления ванн необходимо 500 см3 углекислого газа. Газирование ванны производится при давлении 2 ат. Температура ванны должна быть 35 – 360, продолжительность – 12 мин.

Жемчужная ванна представляет собой ванну, наполненную пресной водой с температурой 34 – 360. На дне ванны уложена специальная решетка из металлических трубочек с маленькими отверстиями. При помощи компрессора в систему трубочек под давлением о,5 – 1,5 ат нагревается воздух, который затем выходит из отверстий и вызывает бурление воды. Продолжительность ванны – 10 – 15 мин.

При вибрационных ваннах сочетаются действие пресной или минерализованной ванны температурой 36 – 380 и механическое действие вибрации, создаваемой специальным аппаратом. Такая ванна улучшает кровообращение, стимулирует обменные процессы в тканях, способствует снятию мышечного утомления. Продолжительность ванны не должна превышать 10 мин.

Говоря о физиотерапевтических факторах, используемых в целях восстановления спортивной работоспособности тяжелоатлетов, следует подчеркнуть, что они действенны лишь при соблюдении правильной методики применения их.



2. ПРИМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ НА ТРЕНИРОВКАХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

Подготовка квалифицированных тяжелоатлетов связана с большими тренировочными нагрузками. Эффективность этих нагрузок во многом зависит от эмоционального состояния спортсмена. Если работа вызывает положительные эмоции, то она спорится, выполняющий ее меньше устает, а результаты его работы заметно улучшаются.

Видимо, есть смысл учитывать это в тренировке тяжелоатлетов, эмоционально стимулируя спортивные занятия.

В условиях обострения конкуренции в спорте невозможно добиться больших побед, не используя действительные методы повышения эффективности спортивных занятий. Кто тренируется по старинке, тот обычно проигрывает.

В 1993 – 1995 гг. авторы исследовали возможность оптимизации тренировочного процесса тяжелоатлетов с помощью функциональной музыки.

В педагогическом эксперименте участвовали 65 тяжелоатлетов разной квалификации до мастеров спорта включительно в возрасте от 17 до 28 лет.

Исследования показали, что нецеленаправленное, функционально увязанное с задачами и спецификой занятий использование музыкальных произведений стимулирует работоспособность и повышает эффективность тренировки атлетов. Причем наиболее велико воздействие любимых музыкальных произведений спортсменов.

В ходе эксперимента также установлено, что музыка не должна звучать в течении всего урока, так как, во-первых, она быстро становится привычным раздражителем, отчего воздействие ее существенно снижается, а, во-вторых, в ряде случаев (при необходимости сосредоточить внимание на чем-либо, во время учебных бесед, методических объяснений тренера и т.д.) может не помогать, а, наоборот, мешать. Поэтому надо менять формы воздействия музыки на занимающихся, использовать ее эпизодически лишь в те периоды урока, когда складываются благоприятные условия для музыкальной стимуляции результатов деятельности.

Чтобы интерес занимающихся к этому нововведению не падал, надо чередовать в разных вариантах уроки с музыкальным сопровождением и уроки, проводимые в обычных условиях.

Как известно, уроки в тяжелой атлетике подразделяются на учебные, учебно-тренировочные и тренировочные. Музыку удобнее использовать на уроках двух последних видов. Во время этих уроков меньше помех использованию музыке и больше потребность в стимуляции работы, поскольку на них быстрее нарастает утомление и снижается работоспособность спортсменов.

На основании результатов исследований была разработана методика эпизодической музыкальной стимуляции тяжелоатлетов в подготовительной, основной и заключительной частях урока.

В подготовительной части урока музыка через 5 – 6 мин после начала занятия. В это время заканчивается насыщенная рабочими разговорами вводная часть урока и начинается специальная разминка. Продолжается первый сеанс музыки до конца разминки, обычно 15 – 20 мин.

В начале занятия работоспособность и двигательная активность спортсменов понижены. Отсюда и цель первого сеанса музыки: поднять настроение, взбодрить спортсменов, помочь им быстрее войти в ритм учебно-тренировочного процесса. Этому хорошо способствует бодрые, жизнерадостные произведения, отличающиеся четким ритмом и исполняемые в темпе модерато, аллегро, виваче, престо.

Ходьбу и всевозможные упражнения, выполняемые при ходьбе (строевые, общеразвивающие, специально-подготовительные без отягощений или с отягощениями), целесообразно сопровождать музыкальными произведениями, исполняемыми в ритме марша. Мелодии, исполняемые в более быстром темпе, рекомендуется использовать в качестве музыкального сопровождения прыжков, подскоков, бега темповых акробатических и специальных упражнений, упражнений для развития быстроты и ловкости. Музыкальные произведения в темпе модерато хорошо помогают при выполнении упражнений для развития силы и гибкости.

В основной части урока музыка во избежание перенасыщения ею тренировки применяется на одном из 3 – 5 или даже 7 занятий (обычно на самых тяжелых и утомительных тренировках). Лучше всего ее использовать во второй половине основной части урока, когда явно выражено утомление и атлетам трудно сохранять работоспособность.

Оптимальная продолжительность этого сеанса музыки – 10 – 12 мин.

Под музыку следует делать простые или хорошо изученные упражнения, при выполнение которых не требуется пристальное внимание спортсмена. В противном случае спортсмен может, отвлекшись, допустить какую-либо ошибку и получить травму.

Использование музыки в основной части занятия наиболее эффективно при отработке выносливости, когда атлет имеет дело со снарядами весом 80 – 85% предельно и может его напрягать внимание. В это время атлеты многократно выполняют следующие традиционные для второй половины основной части тяжелоатлетического урока упражнения: жим лежа, приседания и наклоны со штангой на плечах, подъем штанги на грудь с подседом, рывковую и толчковую тяги.

Хорошим подспоръем является функциональная музыка в заключительной части урока. Цель применения ее в это время – поскорее успокоить организм занимающихся, снять у них утомление и нервное напряжение.

Функциональная музыка для заключительной части урока (назовем ее успокаивающей) должна быть спокойной, мелодичной, иметь мягкий рисунок и гармонически сочетаться с двигательными и дыхательными упражнениями, выполняемыми с целью расслабления.

Сеанс успокаивающей музыки рекомендуется начинать за 5 – 7 мин до окончания, а завершать через 5 мин после окончания занятия.

Для этого сеанса целесообразно отбирать музыкальные произведения, исполняемые в темпе анданте, адажио, ленто и ларго. Постепенное замедление темпа музыки вызывает непроизвольное замедления темпа движений, способствует более полному расслаблению мышц, успокоению сердца, дыхания и других функций.

Весьма действенна трансляция в заключительной части занятия магнитофонных записей, воспроизводящих успокаивающие звуки природы: шум прибоя, шелест листвы, шуршание колосьев, пение птиц, журчание ручья и т.д. Эти записи используются после выполнения спортсменами двигательных и дыхательных упражнений на расслабление.

Звуки природы лучше всего воспринимаются в состоянии комфортабельного покоя мышц, при волевой заторможенности остальных органов чувств. Спортсменам надо предложить удобно сесть или даже лечь в подходящем месте тренировочного зала, закрыть глаза, расслабиться, отвлечься и ни о чем не думать, всецело отдаться вызываемым этими звуками чувствам, мысленно представив себя отдыхающим в соответствующем уголке природы.

Звуки природы рефлекторно вызывают состояние кратковременного торможения во всех утомленных звеньях центральной нервной системы, что способствует повышению действительности отдыха и ускорению восстановления истраченных сил.

В ходе экспериментального использования изложенной методике музыкальной стимуляции на занятиях 65 тяжелоатлетов в течении 0,5 года – 3 лет установлено, что музыкальная стимуляция воздействует на различные стороны психического состояния и результаты деятельности занимающихся.

В качестве иллюстрации приводим некоторые результаты анкетного опроса испытуемых, в ходе которого они на основании собственного опыта тренировок под музыку описывали свои ощущения, впечатления и оценивали это нововведение.

Так, например, на вопрос, нравится ли вам тренироваться под музыку, испытуемые ответили утвердительно. Из всех опрошенных 96,9% написали, что применение функциональной музыки снижало психическое напряжение на тренировках, также 96,9% заявили, что музыка облегчает координацию движений, 92,3% указали, что она облегчала выполнение тренировочных заданий, 93,8% отметили, что при музыкальной стимуляции у них чаще возникало желание повторить упражнение, 92,3% написали, что применение музыки ускорило освоение учебной программы, 95,4% отметили, что тренировки с использованием музыки они ожидали с большим нетерпением, чем тренировки, проводившиеся в обычных условиях.

Эту картину дополняют данные таблицы.

Оценка 65 тяжелоатлетами воздействия функциональной музыки на психическое состояние и результаты тренировки.


Признаки

Распределение ответов, %

с музыкой лучше (выше)

с музыкой хуже (ниже)

Отношение к тренировке

93,8

0

Настроение

100

0

Качество выполнения работы

89,2

1,5

Самочувствие в начале тренировки

95,4

0

Самочувствие в конце тренировки

96,9

0

Объем тренировочной работы

96,9

0

Интенсивность тренировки

98,5

0

Удовлетворенность тренировкой

98,5

0

Анализ данных таблицы показывает, что подавляющее большинство испытуемых отметило положительное воздействие функциональной музыки на их отношение к тренировке, на качество, объем и интенсивность выполняемой работы, на самочувствие как в начале, так в конце тренировки, а также на удовлетворенность тренировкой. Лишь некоторые из занимающихся ответили, что применение музыки не влияет на показатели тренировочной деятельности.

Тренеры, работающие с испытуемыми, подтверждая их оценки, добавляли, что использование функциональной музыки повышало результативность тренировок.

Все это, вместе взятое, доказывает целесообразность введения в практику изложенной методике применения музыки в тренировке тяжелоатлетов.




Литература
1. Тяжелая атлетика: Ежегодник, 1996/Сост. Сандалов Ю.А.; Редкол. Гавриловец А.В. и др. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 63 с., ил.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница