ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Школьный этап
5-6 класс. Ключи
Задание 1. Расставьте ударения в словах
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.
МОДЕЛЬ ОТВЕТА:
тОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча
По 0,5 балла за правильный ответ
Всего 5 баллов
Задание 2. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Укажите графически способ образования.
Редкий — … — редкостный
Лень — … — ленивец
Цена — … бесценность
МОДЕЛЬ ОТВЕТА:
редкий – редкость – редкостный (суффиксальный);
лень – ленивый – ленивец (суффиксальный);
цена – ценный (суффиксальный) – бесценность (суффиксальный)
0,5 балла за восстановление цепочки, 0.5 балла за выделение суффикса
Всего 3 балла
Задание 3. Какими частями речи могут быть следующие слова? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи. Обозначьте часть речи.
Стих, печь, жаркое
МОДЕЛЬ ОТВЕТА:
стих (сущ.) — ветер стих(гл.);
печь (сущ.) — печь (гл.);
жаркое (прил.) — жаркое (сущ.)
По 1 за предложение с обязательным указанием части речи.
Всего 6 баллов
Задание 4. К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
Тяжёлый -
Сладкий -
Острый -
Золотой -
Свежий -
МОДЕЛЬ ОТВЕТА:
Тяжёлая сумка-тяжёлый день и т.п
По 0,5 балла за каждую пару.
Всего 5 баллов
Задание 5. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения
А) С обоих сторон раздавались голоса.
Б) Ихний ребенок плохо воспитан.
В) Моя мама работает инженершей на заводе.
МОДЕЛЬ ОТВЕТА:
А) С обеих сторон раздавались голоса.
Б) Их ребенок плохо воспитан.
В) Моя мама работает инженером на заводе
По 1 баллу за правильный ответ
Всего 3 балла
Задание 6. Расшифруйте данные пословицы.
УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ.
НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН.
ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ.
ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.
МОДЕЛЬ ОТВЕТА:
Делу время, а потехе час.
Один в поле не воин.
Не все то золото, что блестит.
Не боги горшки обжигают.
По 1 баллу за правильный ответ
Всего 4 балла
Задание 7. Составьте пары антонимов из фразеологизмов:
не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, спустя рукава, ни гроша за душой, воспрянуть духом
МОДЕЛЬ ОТВЕТА:
денежный мешок — ни гроша за душой;
повесить нос — воспрянуть духом;
спустя рукава — до седьмого пота;
как кошка с собакой — не разлей вода.
По 2 балла за правильный ответ
Всего 8 баллов
Задание 8. Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова:
чело, ланиты, уста, выя.
МОДЕЛЬ ОТВЕТА:
чело — лоб; ланиты — щеки; уста — губы; выя — шея.
По 1 баллу за правильный ответ
Всего 4 балла
Задание 9. Прочитайте отрывок из текста XV века «Хожение за три моря Афанасия Никитина».
В ындѣискои ж земли кони ся оу них не родѧт. Вь их землѣ родѧтся волы да боуиволы. На тѣх же ѣздѧт и товар возѧт, все дѣлают.
Как можно было бы написать на языке XV века фразу Каждый день я умываюсь, если бы у нас сохранилось свойство современного глагольного суффикса (постфикса) -ся, которое мы видим в первом предложении отрывка?Какова история происхождения суффикса -ся
МОДЕЛЬ ОТВЕТА:
Каждый день ся я умываю / Каждый день я ся умываю (2 балла).
Если учащийся отметит, что ся – это бывшее возвратное местоимение, – ещё 2 балла. Всего 4 балла.
Поделитесь с Вашими друзьями: |