Ядерный контроль выпуск #5 (327), 008 28 февраля – марта



страница1/3
Дата02.03.2018
Размер0.51 Mb.
#14068
  1   2   3

ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ

Выпуск #5 (327), 2008

28 февраля – 5 марта

ЦИТАТА НОМЕРА

«Мы остаемся приверженными скорейшему переговорному решению иранской ядерной проблемы и подтверждаем нашу приверженность подходу - работать по двум направлениям. Мы подтверждаем предложения, которые мы передали Ирану в июне 2006 года, и готовы развить их дальше. Наши предложения предоставят существенные возможности для Ирана и региона, в результате которых они выиграли бы в политической, экономической областях, а также сфере безопасности. Мы призываем Иран воспользоваться этой возможностью и подключиться совместно со всеми нами к поиску переговорного пути вперед. Мы вновь подтверждаем наше признание права Ирана в соответствии с его обязательствами по ДНЯО развивать исследования, производство и использование атомной энергии в мирных целях. Мы подтверждаем, что когда будет восстановлено доверие международного сообщества к исключительно мирному характеру иранской ядерной программы, к ней будет такое же отношение как к программе любого другого неядерного государства-участника ДНЯО».



Заявление министров иностранных дел «шестерки» по Ирану

СОДЕРЖАНИЕ

КАЛЕНДАРЬ

28 февраля – 5 марта



ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ

  • Иранское ядерное досье

  • Переговоры по ядерной программе КНДР

  • Планы США в области противоракетной обороны

  • Мирный атом России

  • Атомная энергетика в мире

  • Международное сотрудничество России

  • Сессия Совета управляющих МАГАТЭ

  • Будущее космодрома «Байконур»

МНЕНИЕ

  • Старший советник ПИР-Центра Геннадий Евстафьев о резолюции СБ ООН по Ирану

  • Виктор Есин о перенацеливании российских ракет

ДОКУМЕНТЫ

  • Заявление «шестерки по Ирану»

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА

  • О бюллетене

КАЛЕНДАРЬ

29 февраля - Беларусь и Украина подписали контракт на разработку проектной документации для строительства первой белорусской АЭС, сообщил первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко. Участие украинцев в разработке проекта АЭС, по мнению российских экспертов, увеличивает шансы российских атомщиков на победу в тендере.

29 февраля - Иранский постпред при международных организациях в Вене Али АсгярСолтание обсудил с главой МАГАТЭ Мохаммедом Эльбарадеем ситуацию вокруг ядерной программы Ирана в преддверии рассмотрения этого вопроса Советом Безопасности ООН. "В ходе встречи мы подробно обсудили последние изменения вокруг иранской ядерной программы в свете доклада гендиректора МАГАТЭ по Ирану и предстоящего заседания Совета управляющих агентства",- сообщил Солтание.

1 марта - Россия, в соответствии с графиком ежемесячной ротации, приняла на себя обязанности страны-председателя СБ ООН в 00.00 по нью-йоркскому времени (08.00 мск).

3 марта - В Венском международном центре начала работу сессия Совета управляющих МАГАТЭ. Традиционно работа форума пройдет за закрытыми дверями. Представители 35 государств обсудят, в частности, международное сотрудничество в области ядерной безопасности в 2007 году, а также планы на 2008 год по деятельности агентства, связанной с ядерными наукой, технологиями и их применением.

3 марта – Совет Безопасности ООН проголосовал за новую резолюцию в отношении Ирана в ответ на отказ Тегерана приостановить свою ядерную программу. 14 членов СБ одобрили резолюцию, ни один не проголосовал против, воздержалась только Индонезия. Эта резолюция - уже третья по счету (первая была принята в декабре 2006 года, вторая – в марте 2007 года) и предусматривает новые санкции в отношении Тегерана.

3 марта - "Шестерка" выступает за переговорное решение проблемы ядерной программы Ирана, говорится в заявлении министров иностранных дел России, США, Великобритании, Франции, Китая и Германии, одобренном одновременно с принятием новой резолюции СБ ООН по Ирану.

4 марта - Принятая Советом Безопасности ООН новая резолюция по Ирану нанесла удар по авторитету МАГАТЭ, заявил постоянный представитель Исламской Республики при международных организациях в Вене Али Асгяр Солтание.

4 марта - Николай Спасский освобожден от должности статс-секретаря - заместителя руководителя Федерального агентства по атомной энергии. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Виктор Зубков. Распоряжение подписано в связи с переходом Спасского на работу в госкорпорацию "Росатом"

4 марта - Ирану не нужно обогащать уран, так как Россия гарантирует ему поставки ядерного топлива на многие годы, заявил постоянный представитель РФ в ООН ВиталийЧуркин. По словам дипломата, у Ирана открываются большие возможности, в частности возможно решение проблем с США. "Россия - хороший сосед и друг. Мы можем сыграть позитивную роль в ходе переговоров", - сказал Чуркин.

4 марта - Госхолдинг Атомэнергопром, объединивший активы в гражданской части атомной отрасли РФ, в 2008 году намерен инвестировать в развитие атомного энергетического машиностроительного комплекса 300 млн евро, сообщил заместитель директора холдинга Кирилл Комаров.

5 марта - Руководители государственных корпораций по атомной энергии Росатом и по натотехнологиям - Роснанотех подписали соглашение о сотрудничестве в области нанотехнологий, наноматериалов, наносистем, научно-технологического прогнозирования и определения перспективных рынков. Свои подписи под документами поставили гендиректор Росатома Сергей Кириенко и гендиректор Роснанотеха Леонид Меламед.



ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ

  • Иранское ядерное досье

Совет Безопасности ООН ужесточил санкции в отношении Ирана. Константин Еловский, Оксана Полищук. ИТАР-ТАСС. 4 марта 2008

Совет Безопасности ООН ужесточил санкции в отношении Ирана, но не смог прийти к полному согласию по иранскому вопросу. Об этом свидетельствуют результаты проведенного 3 марта голосования, в ходе которого 14 государств-членов Совета поддержали документ, а делегация Индонезии воздержалась. Резолюция включает в себя ряд запретов, в том числе на загранпоездки лиц, участвующих в разработке иранской ядерной программы. В этот список входят пять человек.

В документе предлагается заморозить активы ряда частных лиц и компаний, вовлеченных в деятельность иранской ядерной отрасли. Кроме того, в нем содержится призыв ко всем государствам "проявлять бдительность" при ведении финансовых дел с Ираном, в том числе в вопросах кредитования и страхования. Совет постановил также досматривать грузы, следующие в Иран и из Ирана иранскими авиа- и судоходными компаниями "при наличии разумных оснований полагать, что данный летательный аппарат или судно перевозит товары", запрещенные резолюциями СБ ООН. Вместе с резолюцией было одобрено заявление глав МИД стран "шестерки" - России, Китая, Франции, Германии, Великобритании и США, в котором подтверждается приверженность ее членов "скорейшему решению путем переговоров ядерной проблемы Ирана". В заявлении отмечается прогресс в деле сотрудничества МАГАТЭ и Ирана и серьезная озабоченность по поводу того, что иранская ядерная программа может иметь военную направленность.

"Шестерка" призывает Иран выполнять требования СБ ООН и МАГАТЭ, включая приостановку деятельности по обогащению урана и переработке ядерного топлива. В заявлении также говорится о признании права Ирана развивать мирную атомную энергетику.

Выступая перед началом голосования в Совете, постоянный представитель Ирана при ООН Мохаммад Хазаи осудил его членов за стремление ужесточить санкции в отношении Тегерана. Голосование по данной резолюции ведет к утрате доверия к СБ ООН, который становится "инструментом проведения национальной внешней политики лишь нескольких стран", отметил дипломат. Он еще раз подчеркнул, что Иран пытаются лишить закрепленных в международных нормативных актах прав на осуществление мирной ядерной программы, которая носит "абсолютно мирный характер" и "не несет угрозы международному сообществу".

Между тем, соавторы проекта резолюции, представители Великобритании, Франции и Германии высказали мнение, что одобренный членами Совета документ "посылает ясный сигнал Ирану" о необходимости прекращения процесса обогащения урана. "Через 90 дней генеральный директор МАГАТЭ должен представить членам СБ ООН доклад о том, как Тегеран выполняет требования международного сообщества", - сказал постпред Великобритании при ООН Джон Соэрс.

В свою очередь, постпред РФ при ООН Виталий Чуркин заявил, что для российской стороны новая резолюция "имеет характер, соразмерный тому моменту, в котором мы находимся, учитывает прогресс, достигнутый в контактах Ирана с МАГАТЭ". Документ "четко нацелен исключительно на вопросы связанные с озабоченностями в сфере нераспространения ядерного оружия", указал он. Более того, резолюция "полностью исключает даже намеки на то", что Совет "каким бы то ни было образом мог бы одобрить применение силы в отношении Ирана", сказал Чуркин. По его словам, российская сторона продолжает исходить из того, что "решение иранской ядерной проблемы может быть найдено только политико-дипломатическим путем".

90 дней на размышления. Петр Искандеров. Время новостей. 4 марта 2008

3 марта Совет Безопасности ООН ужесточил санкции, введенные против Ирана за его отказ приостановить ядерную программу. Новая резолюция ограничивает международную финансово-экономическую деятельность страны, а также делает "невыездными" иранцев, отвечающих за ядерную программу. Расширен список иранских компаний, банков и официальных лиц, имеющих отношение к ядерной и ракетной программам и потому подпадающих под международные ограничения.

Тегерану дается 90 дней на выполнение главного требования мирового сообщества - приостановить обогащение урана. В противном случае санкции вступят в силу. Это уже третья резолюция Совбеза, вводящая санкции против Ирана. Два предыдущих документа были приняты в декабре 2006 года и в марте 2007 года.

Новую резолюцию в январе предложили Великобритания и Франция, при этом Россия с самого начала выступила в поддержку документа. Длительных споров по содержанию документа не было. Члены Совбеза ООН приступили к детальному обсуждению проекта резолюции в минувший четверг, к субботе вопрос был решен. Лишь чисто технические сложности не позволили России, председательствующей в марте в СБ ООН, поставить документ на голосование уже 1 марта.

Однако перед самым голосованием судьба документа повисла на волоске. Причиной стали жаркие дебаты по иранской ядерной проблеме, развернувшиеся в Вене на заседании Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (СУ МАГАТЭ). Там Великобритания, Франция и Германия внесли проект резолюции, о котором российскую сторону не предупреждали.

В документе была выражена поддержка инспекционной деятельности МАГАТЭ по Ирану и лично усилий его гендиректора Мохаммеда Эльбарадея. Но при этом было заявлено о неспособности экспертов МАГАТЭ доказать отсутствие у Ирана секретной военной атомной программы. Российская сторона обиделась на сепаратный маневр европейцев и потребовала от СУ МАГАТЭ отменить запланированное на 3 марта голосование, пригрозив отозвать поддержку ооновской резолюции.

Представитель Ирана при МАГАТЭ Али Асгар Солтание заявил, что иранское ядерное досье "закрыто", а представленные США и западноевропейцами документы, относящиеся к подозрительным военным программам Тегерана, просто "сфабрикованы". Но в последний момент компромисс был найден, и Совбез ООН смог принять свое решение по Ирану. За резолюцию о санкциях проголосовали все члены СБ ООН, кроме воздержавшейся Индонезии.

Директор российских и азиатских программ Вашингтонского института мировой безопасности Николай Злобин не удивлен ужесточением позиции России в отношении Ирана. "Москва раздражена упрямой позицией Тегерана по ряду важных вопросов, в том числе по проблеме международного контроля над его ядерными программами", - сказал он. "Россия также видит в принятии жесткой резолюции по Ирану средство усилить роль ООН в условиях, когда она была подорвана провозглашением независимости Косово в обход Совбеза. Москва демонстрирует, что она выступает за единство ООН и готова к разумным компромиссам по самым актуальным международным проблемам".

Г-н Злобин полагает, что, "идя навстречу США в иранском вопросе, нынешнее российское руководство стремится создать благоприятную обстановку для нового российского президента и его команды в плане углубления диалога с американцами". Более того, "поддерживая экономические санкции против Ирана, Россия пытается предотвратить введение против него санкций военных. Ведь речь не обязательно идет о прямой военной акции против Тегерана. Даже направление в регион дополнительных иностранных войск, авианосцев не отвечает интересам России. И она сейчас пытается экономическими мерами предотвратить подобное развитие событий".

США неуклонно ужесточают антииранскую риторику - недавно директор национальной разведки США Майкл Макконнелл предупреждал, что Иран может обзавестись атомным оружием "между 2010 и 2015 годами".

"В основе американского подхода к Тегерану лежат политические конъюнктурные соображения, связанные с предвыборной кампанией в США, - заявила эксперт по Ирану Института востоковедения РАН Ирина Федорова. – В нынешней политической ситуации для президента Буша и его администрации выгодно ужесточить антииранские санкции. Ведь подобным образом они демонстрируют избирателям свою силу и влияние Америки в мире". Вместе с тем г-жа Федорова полагает, что "меры воздействия на Иран, которые содержатся в новой резолюции Совбеза ООН, все-таки не носят особо жесткого характера".

Иран продолжит обогащать уран и сотрудничать с МАГАТЭ, несмотря на новую резолюцию СБ ООН. Станислав Хамдохов. РИА Новости. 4 марта 2008

Иран продолжит обогащать уран в мирных целях и сотрудничать с МАГАТЭ, несмотря на принятую накануне новую резолюцию СБ ООН. Об этом заявил заместитель главы Организации по атомной энергии (ОАЭ) по международным вопросам Исламской Республики Джавад Ваиди. "Наша реакция (на резолюцию) будет основываться на стойкости, мудрости и логике. Стойкость означает, что мы продолжим реализацию наших прав в ядерной сфере и не отступим от них ни на йоту",- сказал Ваиди, слова которого приводят иранские официальные СМИ. Мудрость же означает проведение действенной дипломатии, проведение многосторонних переговоров и продолжение сотрудничества с МАГАТЭ",- добавил он.

По мнению иранского атомщика, принятие резолюции СБ ООН вновь доказало, что "этот орган не способен выполнять свою обязанность по обеспечению мира и безопасности". "Резолюция не означает, что мы введем мораторий на свою ядерную деятельность, и в то же время не означает, что Иран приостановит свое сотрудничество с МАГАТЭ", - заявил Ваиди. Замглавы ОАЭ считает, что на утверждение санкционной резолюции Совбеза повлияло "сионистское лобби", политизированный подход некоторых государств, а также политика "кнута и пряника" в отношении Ирана.


  • Переговоры по ядерной программе КНДР

КНДР обвиняет США в невыполнении обязательств. РИА Новости. 5 марта 2008

Северная Корея обвинила США в невыполнении обязательств, в частности по исключению ее из списка стран, поддерживающих терроризм. "В замороженном состоянии находится проблема обещанного США исключения КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм, и действия закона о торговле с вражескими государствами, на должном уровне не обеспечиваются энергетические поставки", - пишет центральная северокорейская газета Нодон Синмун.

В прошлом году на шестисторонних переговорах в Пекине была достигнута договоренность об исключении американцами КНДР из "черного" списка, если Пхеньян полностью раскроет все свои ядерные программы и развеет подозрения относительно связей с Сирией в этой области. Одновременно Северной Корее участниками переговоров поочередно поставляются партии топлива для теплоэлектростанций, с чем иногда связаны некоторые технические проблемы.

В комментарии под заголовком "Политика силы нас не затронет" орган ЦК Трудовой партии Кореи обвиняет американцев в том, что они "пренебрегают своими обязательствами" и утверждают, что Пхеньян должен действовать первым".

"Это полностью противоречит принципу действие в обмен на действие, который был согласован на шестисторонних переговорах", - отмечает газета. "Если принципы не соблюдаются, чего нам-то торопиться?" - рассуждает автор комментария газеты.

По его словам, "все зависит от США", а консервативные сторонники жесткой линии в Америке "на самом деле не заинтересованы в решении ядерной проблемы Корейского полуострова путем диалога" и "добиваются только конфронтации и войны". Со своей стороны, как подчеркивает Нодон Синмун, попытка силового нажима на КНДР вызовет только "мощные ответные меры".

Что касается исключения ее из списка стран, поддерживающих терроризм, то Вашингтон ссылается на исключительно технические проблемы. Как пояснил на недавнем брифинге представитель госдепартамента США, доклад о терроризме 2008 года касается ситуации за 2007 год, и поэтому Северная Корея по-прежнему будет значиться в "черном списке".

Шестисторонние переговоры пока заморожены, но делегации стран-участниц пытаются добиться продолжения диалога. Как заявил в одном телеинтервью находящийся с визитом во Вьетнаме глава американской делегации в "шестерке" помощник госсекретаря Кристофер Хилл, он ожидает встречи с северокорейскими партнерами "в ближайшее время".

Северная Корея испытала собственное ядерное оружие октябре в 2006 года, обещав отказаться от него, как только перестанет ощущать угрозу и враждебность со стороны США.


  • Планы США в области противоракетной обороны

Торг уместен. Федор Лукьянов. Российская Газета. 29 февраля 2008

Переговоры премьера Чехии Мирека Тополанека в Вашингтоне по поводу размещения американского радара противоракетной обороны (ПРО) на чешской территории закончились безрезультатно. Как оказалось, у Праги и Вашингтона еще остается немало открытых вопросов по этой теме.

Накануне приезда Тополанека в Вашингтон американцы в обмен на ПРО даже обещали чехам отменить для них визовый режим. Но, как оказалось, и это не помогло ускорить процесс. После завершения переговоров и президент США Джордж Буш сообщил, что пока не смог договориться по поводу размещения под Прагой американского радара в рамках создаваемой противоракетной системы. Но дал понять, что стороны близки к соглашению.

По словам Тополанека, лишь три слова отделяют США и Чехию от заключения соглашения по размещению американских систем ПРО: жесткие экологические законы. Прага требует от американцев более строгого соблюдения экологических норм при эксплуатации радара. Однако, по мнению экспертов, на самом деле этих слов гораздо больше. Во-первых, вопрос о радаре упирается в вопрос о противоракетах, которые должны быть размещены в Польше. Сначала надо решить вопрос с ракетами, а потом уже с радаром.

Тополанек признался, что Чехия не намерена заключать соглашение по ПРО до тех пор, пока Варшава также не вступит в него. А с поляками у американцев, как известно, не все ладится.

В последнее время из Польши все чаще поступают сигналы, свидетельствующие не только о снижении интереса к проекту американской ПРО, но и желании максимально на нем подзаработать. В начале недели премьер Польши Дональд Туск, собирающийся в Вашингтон 10 марта на переговоры по ПРО, заявил, что "решение вопроса зависит от того, какие выгоды от этого проекта получит его страна, а не только США".

Министр национальной обороны Богдан Клих, выступая в эфире варшавского "Радио 3", заметил, что "американцы знают, чего мы от них хотим". Речь идет о 20 млрд долл. на перевооружение национальной системы ПВО, с помощью которой поляки намерены оборонять американскую ПРО. "Теперь все зависит от американской стороны", - подтвердил глава МИДа Польши Радослав Сикорский. И попросил не забывать, что "администрация президента Буша понемногу уходит в историю". Все эти заявления из Варшавы, адресованные своему ближайшему союзнику по НАТО, сейчас напоминают едва завуалированный шантаж.

С другой стороны, очевидно: и Варшава, и Прага явно опасаются, что с "уходом в историю" администрации Буша будет свернут и проект размещения системы ПРО в Восточной Европе. К примеру, если на выборах президента США через полгода победу одержит демократ Обама, не скрывающий резко негативного отношения к этому проекту.

В то время как из победы республиканца Джона Маккейна Варшава и Прага намерены извлечь максимально возможную выгоду. В итоге Польша и Чехия максимально затягивают обсуждение противоракетного вопроса, параллельно вытягивая из Вашингтона все новые и новые уступки.

В чем-то они уже преуспели. Чехи, например, уже добились от американцев обещания отменить визовый режим и уравнять их в правах с гражданами Старой Европы. На этой неделе глава МВД Чехии Иван Лангер и министр национальной безопасности США МайклЧертофф подписали в Вашингтоне соответствующий меморандум. Сепаратизм чехов по визовым вопросам с американцами, кстати, очень не понравился Брюсселю, который до сих пор представлял на переговорах с США единую позицию в отношении всех "новоевропейцев".

С поляками пока сложнее. Предоставить такие же права гражданам Польши, как и чехам, американцы не спешат, опасаясь наплыва трудовых мигрантов. Потому и Варшава сейчас не спешит в вопросе по ПРО, дожидаясь итогов президентских выборов в Америке.

Совмещение ПРО России и НАТО было бы высокоэффективным. РИА Новости.

Создание Россией и НАТО совместной системы противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД) привело бы к укреплению безопасности в Европе, считает постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. В интервью газете Время Новостей постпред сообщил, что в рамках натовской ПРО ТВД пока идет компьютерное испытание совместных систем. "Прошедшие на территории Германии в январе 2008 года учения показали, что совмещение потенциалов ПРО России и НАТО приведет к резкому укреплению совместной безопасности", - сказал Рогозин.

Он добавил, что "на рабочем уровне специалисты высказываются "за". "Но решения принимают политики исходя из своих идеологических догм. Сомневаюсь, что наши американские партнеры, особенно в преддверии президентских выборов, пойдут на разумные решения в области ПРО", - считает постпред.

"Суть российской позиции такова: либо совместная система ПРО театра военных действий в Европе с использованием технологий и наработок США, Европы и России, то есть "зонтик безопасности" над всем европейским континентом, либо предоставление России гарантий, что по конструкции размещаемая система США даже потенциально не сможет угрожать нашим интересам. Пока мы не имеем серьезного ответа от США", - сказал Рогозин.

Он отметил, что планы США несут потенциальную угрозу для самих европейцев. "Удивляет позиция европейцев, ведь позиционный район ПРО США в Европе для них прямая угроза. Европа фактически идет на заклание. Сбитые над ней ядерные ракетные блоки принесут экологическую катастрофу, сопоставимую с сотней Чернобылей", - считает постпред РФ при НАТО.

Игры Пэтриотов. Валерий Мастеров. Время Новостей. 6 марта 2008

Польский премьер Дональд Туск наконец-то выбирается с официальным визитом в США, где 10 марта встретится с президентом Джорджем Бушем. То, что глава нового польского правительства месяцем раньше уже посетил Москву и провел переговоры как с нынешним президентом Владимиром Путиным, так и с будущим ДмитриемМедведевым, вызвало в Польше настоящую бурю.

Сменой вектора во внешней политике были возмущены "твердые оппозиционеры", как себя называют проигравшие досрочные парламентские выборы в октябре 2007 года члены партии братьев Качиньских "Право и справедливость". Некоторые упертые консерваторы увидели во второстепенном отношении новой власти к заокеанскому стратегическому партнеру чуть ли не государственную измену. Заявление Туска в начале года о том, что американских противоракет на польской территории может и не быть, взбудоражило Польшу, но еще больше - США. И вот теперь Дональд Туск проведет в США переговоры о размещении на территории Польши элементов американской системы противоракетной обороны (ПРО).

"Польша и США - стратегические партнеры, и переговоры нового польского премьера с американским руководством должны это подтвердить", - сказал  эксперт польского Института международных проблем Бартош Висьневский. Но он считает, что "вряд ли будут рассмотрены все детали и решены ключевые вопросы, даже если речь идет о размещении элементов ПРО на территории Польши": "Обсуждение этой горячей темы зашло в тупик, хотя недавнее вовлечение в этот процесс, помимо военных, дипломатов из госдепа США говорит о позитивных сдвигах. Встреча Туск - Буш придаст этим переговорам еще больший импульс".

Предыдущее правительство Ярослава Качиньского, начав переговоры с американцами, быстро дало понять, что от предложений стратегического партнера не отказывается. Но под давлением тогдашней оппозиции, в которой пребывала и "Гражданская платформа" Туска, кабинет начал постепенно выторговывать условия размещения. Ярослав Качиньский опасался повторить ошибку экс-президента Польши Александра Квасьневского, поддержавшего интервенцию США в Ираке в марте 2003 года "за просто так".

Став премьером, Дональд Туск оставил главным переговорщиком по ПРО замминистра иностранных дел Витольда Ващиковского, заявив, правда, что "теперь переговоры будут твердыми". Польская сторона в одном пакете хочет получить договор об американской базе, соглашение о размещении войск США на территории Польши, политическую декларацию о стратегическом партнерстве двух стран и даже перечень американской помощи для модернизации польских вооруженных сил. Местные эксперты предварительно оценили эту помощь в 20 млрд долл.

От такой настойчивости американцы - сосредоточившиеся на шахтах для десяти противоракет и на правовых аспектах пребывания своих войск - опешили. Острое недовольство в Вашингтоне вызвало требование Варшавы снабдить польскую армию системами противовоздушной обороны среднего радиуса действия Пэтриот из-за гипотетической угрозы со стороны России. Имеется в виду возможное размещение россиянами в Калининградской области современных ракет в ответ на появление в Польше баз США.

На прошлой неделе переговоры на этот счет между поляками и американцами возобновились, и Вашингтон даже прислал письменный ответ. Его содержание не разглашается, но, по утечкам из польского МИДа и минобороны, в американском послании содержатся лишь общие постулаты.

"Я не поддержу упрощенный тезис о том, что отсутствие прогресса на польско-американских переговорах по ПРО играет на руку России и может считаться ее успехом. Победителя в этом вопросе искать не стоит, - полагает Бартош Висьневский. - Международную деятельность правительства Дональда Туска надо оценивать в более широком контексте - как защиту национальных интересов в области безопасности".

Не исключено, что Туск, не отказываясь в принципе от размещения американских противоракет, возьмет курс на затяжку переговоров вплоть до ноябрьских президентских выборов в США. В Варшаве считают, что возможная победа в США демократического кандидата способна вообще свернуть всю дорогостоящую систему ПРО. Хотя администрация Буша по-прежнему надеется завершить переговоры с Польшей если не до апрельского саммита НАТО в Бухаресте, то, как заявил помощник госсекретаря ДэниелФрид, до истечения полномочий нынешнего президента.


  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница