Янтиковского района чувашской республики



страница1/3
Дата28.11.2017
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА – ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЬ»

ЯНТИКОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

Рассмотрено на заседании педагогического совета

АУ ДОД «ДЮСШ – ФСК «Аль» Янтиковского района Чувашской Республики

от 26 . 08. 2014 г.
 


 

 


Утверждаю:

Директор


АУ ДОД «ДЮСШ – ФСК «Аль» Янтиковского района Чувашской Республики

__________ А.Н.Кириллов

« » ____________ 2014 г.



 

 
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ
на 2014 - 2015 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал – тренер-преподаватель

по лыжным гонкам Афанасьев В.И.  

2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования детей «Лыжные гонки» предназначена для детей с девятилетнего возраста. Срок реализации программы до 5 лет. Формой проведения занятий по программе дополнительного образования детей «Лыжные гонки» являются учебно-тренировочные занятия.

Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных лыжников-гонщиков и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. В данной программе предоставлено содержание работы в учреждении дополнительного образования детей на двух этапах: начальной подготовки срок реализации программы до 3 лет, учебно-тренировочном - срок реализации программы до 5 лет.

Цель реализации программы дополнительного образования детей «Лыжные гонки» заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предлагает решение следующих основных задач:

- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;

- подготовка лыжников-гонщиков высокой квалификации;

- воспитание смелых, волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;

- подготовка инструкторов и судей по лыжному спорту.

В программе отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований.

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям спортивного мастерства. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технической подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного лыжника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса лыжников- гонщиков на различных этапах многолетней подготовки.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предлагает решение следующих основных задач:

- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;

- подготовка лыжников-гонщиков высокой квалификации;

- воспитание смелых, волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;

- подготовка инструкторов и судей по лыжному спорту.

Результатом реализации программы дополнительного образования детей «Лыжные гонки» является положительная динамика показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся:

- в группах начальной подготовки являются: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, и теоретической подготовки, выполнение нормативных требований по уровню подготовленности.

- в учебно-тренировочных группах - выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовки, выполнение спортивного разряда, овладение знаниями теории лыжного спорта и практическими навыками проведения соревнований.

Формами подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей «Лыжные гонки» являются соревнования и сдача контрольных нормативов по физической подготовке.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


п/п


ТЕМА

ГОД ОБУЧЕНИЯ

1

2

3

I
1


Теоретическая подготовка
Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.

3


3

3

2


Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

6

3

3

3

Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.


3

4

4

4

Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.


5

10

10

II
1

Практическая подготовка
Общая физическая подготовка.

170

231

231

2

Специальная физическая подготовка.


67

86

86

3


Техническая подготовка.


40

55

55

4

Контрольные нормативы и соревнования

14

20

20

III


Врачебный контроль

4

4

4



ИТОГО:



312

416

416


ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

(этап предварительной подготовки)

Задачи и преимущественная направленность тренировки:

- укрепление здоровья;

- привитие интереса к занятиям лыжным спортом;

- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;

- овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;

- формирование черт спортивного характера;

- формирование должных норм общественного поведения;

- выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.



Программный материал.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.

Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.

2. Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.

Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.

3. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.



4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.

I I. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


  1. Общая физическая подготовка. (ОФП)

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для мышц ног и таза.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).



Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Бег: 20, 30, 60м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30м (с 12лет) и по 40м (с 14 лет), три отрезка по 50-60м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-100м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700г) с места с разбега; толкание ядра весом 3кг (девочки 13-16 лет), 4кг (мальчики 13-15 лет), 5кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные – от 3 до 5 видов.

Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.


  1. Специальная физическая подготовка. (СФП)

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

  1. Техническая подготовка.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.

  1. Контрольные упражнения и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2км, в годичном цикле.

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП И СФП ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ



N\N

ВИДЫ НОРМАТИВОВ

1 ГОД

СВЫШЕ 2 ЛЕТ

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

1.

БЕГ 30 м. С ХОДА

(СЕК.)


5.4

5.7

5.3

5.6

2.

БЕГ 60 м. (СЕК.)

10.4

10.6

10.2

10.4

3.

ПОДТЯГИВАНИЕ

2




3




4.

СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ
РУК В УПОРЕ




10




12

5.

ПРОХОЖДЕНИЕ НА ЛЫЖАХ С
МАКС. СКРОСТЬЮ 100м. С ХОДА

(СЕК.)


СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ

24.0

25.0

23.0

24.0

6.

ПРОХОЖДЕНИЕ НА ЛЫЖАХ

500м.

2.20

2.40

2.10

2.20

7.

КОЛИЧЕСТВО СТАРТОВ

3-4

3-4

6-8

6-8

8.

ДИСТАНЦИЯ ЛЫЖНЫХ

ГОНОК


3-5

2-3

3-5

2-3


III. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ.
Осуществляется медицинским работником учреждения дополнительного образования, специалистами врачебно-физкультурного диспансера.

К занятиям лыжным спортом допускаются дети и подростки, имеющие допуск врача-педиатра.

Кроме болезней и патологии, являющихся противопоказанием для занятий всеми циклическими видами спорта, к лыжным гонкам не допускаются дети с доброкачественными новообразованиями носовой полости (полипы и др.), гнойными и смешанными формами заболевания придаточных полостей носа (гаймориты и др.), с хроническими гнойными и негнойными воспалениями среднего уха.
Восстановительные мероприятия
В процессе занятий в группе начальной подготовки используют педагогические средства восстановления путем правильного чередования физических нагрузок и отдыха, правильной установки интервалов отдыха, рационального чередования различных упражнений, использования игровых форм и влияния на психику ребенка положительных эмоций.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП


п/п


ТЕМА

ГОД ОБУЧЕНИЯ

1

2

3

4

5

I
1

Теоретическая подготовка
Лыжные гонки в мире, России, ДЮСШ

3

3










2


Спорт и здоровье

5

5










3


Лыжный инвентарь, мази и парафины

6

6










4

Основы техники лыжных ходов

8

8

6

7

7

5

Правила соревнований по лыжным гонкам

3

3










6

Перспективы подготовки юных лыжников в УТГ







3

4

4

7

Педагогический и врачебный контроль, физические возможности и функциональное состояние организма спортсмена







9

10

10

8

Основы методики тренировки лыжника-гонщика







7

9

9

II
1

Практическая подготовка
Общая физическая подготовка.

270

333

395

410

410

2

Специальная физическая подготовка.


98

134

239

253

253

3


Техническая подготовка.


70

70

75

80

80

4

Контрольные нормативы и соревнования

25

30

40

60

60

III


Врачебный контроль

12

12


12

12

12

IV

Инструкторская практика


20

20

30

45

45

V

Восстановительные мероприятия


104

104

120

140

140

VI

Психологическая подготовка










10

10



ИТОГО:



624


728


936

1040

1040

Каталог: UserFiles -> orgs -> GrvId 774
orgs -> Программа спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки
orgs -> Симптомы наркотического опьянения. Как распознать?
GrvId 774 -> Программа дополнительного образования детей «Лыжные гонки»
GrvId 774 -> Рабочая программа включает нормативную и методическую части и содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию, организации и осуществлению тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки легкоатлетов
GrvId 774 -> Руководство по работе с программой. Приложения. Литература
GrvId 774 -> Законом РФ «Об образовании»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница