АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА – ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЬ»
ЯНТИКОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Рассмотрено на заседании педагогического совета
АУ ДОД «ДЮСШ – ФСК «Аль» Янтиковского района Чувашской Республики
от 26 . 08. 2014 г.
|
|
Утверждаю:
Директор
АУ ДОД «ДЮСШ – ФСК «Аль» Янтиковского района Чувашской Республики
__________ А.Н.Кириллов
« » ____________ 2014 г.
|
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ
на 2014 - 2015 учебный год
Разработал – тренер-преподаватель
по лыжным гонкам Афанасьев В.И.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования детей «Лыжные гонки» предназначена для детей с девятилетнего возраста. Срок реализации программы до 5 лет. Формой проведения занятий по программе дополнительного образования детей «Лыжные гонки» являются учебно-тренировочные занятия.
Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных лыжников-гонщиков и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. В данной программе предоставлено содержание работы в учреждении дополнительного образования детей на двух этапах: начальной подготовки срок реализации программы до 3 лет, учебно-тренировочном - срок реализации программы до 5 лет.
Цель реализации программы дополнительного образования детей «Лыжные гонки» заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем.
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предлагает решение следующих основных задач:
- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
- подготовка лыжников-гонщиков высокой квалификации;
- воспитание смелых, волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;
- подготовка инструкторов и судей по лыжному спорту.
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований.
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям спортивного мастерства. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технической подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного лыжника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса лыжников- гонщиков на различных этапах многолетней подготовки.
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предлагает решение следующих основных задач:
- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
- подготовка лыжников-гонщиков высокой квалификации;
- воспитание смелых, волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;
- подготовка инструкторов и судей по лыжному спорту.
Результатом реализации программы дополнительного образования детей «Лыжные гонки» является положительная динамика показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся:
- в группах начальной подготовки являются: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, и теоретической подготовки, выполнение нормативных требований по уровню подготовленности.
- в учебно-тренировочных группах - выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовки, выполнение спортивного разряда, овладение знаниями теории лыжного спорта и практическими навыками проведения соревнований.
Формами подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей «Лыжные гонки» являются соревнования и сдача контрольных нормативов по физической подготовке.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
№
п/п
|
ТЕМА
|
ГОД ОБУЧЕНИЯ
|
1
|
2
|
3
|
I
1
|
Теоретическая подготовка
Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.
|
3
|
3
|
3
|
2
|
Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.
|
6
|
3
|
3
|
3
|
Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
|
3
|
4
|
4
|
4
|
Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.
|
5
|
10
|
10
|
II
1
|
Практическая подготовка
Общая физическая подготовка.
|
170
|
231
|
231
|
2
|
Специальная физическая подготовка.
|
67
|
86
|
86
|
3
|
Техническая подготовка.
|
40
|
55
|
55
|
4
|
Контрольные нормативы и соревнования
|
14
|
20
|
20
|
III
|
Врачебный контроль
|
4
|
4
|
4
|
|
ИТОГО:
|
312
|
416
|
416
|
ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
(этап предварительной подготовки)
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
- укрепление здоровья;
- привитие интереса к занятиям лыжным спортом;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
- овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;
- формирование черт спортивного характера;
- формирование должных норм общественного поведения;
- выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.
Программный материал.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.
Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.
Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.
2. Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.
Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.
Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.
3. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.
4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.
Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.
Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.
I I. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
-
Общая физическая подготовка. (ОФП)
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.
Бег: 20, 30, 60м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30м (с 12лет) и по 40м (с 14 лет), три отрезка по 50-60м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-100м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700г) с места с разбега; толкание ядра весом 3кг (девочки 13-16 лет), 4кг (мальчики 13-15 лет), 5кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.
Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные – от 3 до 5 видов.
Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
-
Специальная физическая подготовка. (СФП)
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
-
Техническая подготовка.
Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.
-
Контрольные упражнения и соревнования.
Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2км, в годичном цикле.
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП И СФП ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
N\N
|
ВИДЫ НОРМАТИВОВ
|
1 ГОД
|
СВЫШЕ 2 ЛЕТ
|
МАЛЬЧИКИ
|
ДЕВОЧКИ
|
МАЛЬЧИКИ
|
ДЕВОЧКИ
|
1.
|
БЕГ 30 м. С ХОДА
(СЕК.)
|
5.4
|
5.7
|
5.3
|
5.6
|
2.
|
БЕГ 60 м. (СЕК.)
|
10.4
|
10.6
|
10.2
|
10.4
|
3.
|
ПОДТЯГИВАНИЕ
|
2
|
|
3
|
|
4.
|
СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ
РУК В УПОРЕ
|
|
10
|
|
12
|
5.
|
ПРОХОЖДЕНИЕ НА ЛЫЖАХ С
МАКС. СКРОСТЬЮ 100м. С ХОДА
(СЕК.)
СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
|
24.0
|
25.0
|
23.0
|
24.0
|
6.
|
ПРОХОЖДЕНИЕ НА ЛЫЖАХ
500м.
|
2.20
|
2.40
|
2.10
|
2.20
|
7.
|
КОЛИЧЕСТВО СТАРТОВ
|
3-4
|
3-4
|
6-8
|
6-8
|
8.
|
ДИСТАНЦИЯ ЛЫЖНЫХ
ГОНОК
|
3-5
|
2-3
|
3-5
|
2-3
|
III. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ.
Осуществляется медицинским работником учреждения дополнительного образования, специалистами врачебно-физкультурного диспансера.
К занятиям лыжным спортом допускаются дети и подростки, имеющие допуск врача-педиатра.
Кроме болезней и патологии, являющихся противопоказанием для занятий всеми циклическими видами спорта, к лыжным гонкам не допускаются дети с доброкачественными новообразованиями носовой полости (полипы и др.), гнойными и смешанными формами заболевания придаточных полостей носа (гаймориты и др.), с хроническими гнойными и негнойными воспалениями среднего уха.
Восстановительные мероприятия
В процессе занятий в группе начальной подготовки используют педагогические средства восстановления путем правильного чередования физических нагрузок и отдыха, правильной установки интервалов отдыха, рационального чередования различных упражнений, использования игровых форм и влияния на психику ребенка положительных эмоций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
№
п/п
|
ТЕМА
|
ГОД ОБУЧЕНИЯ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
I
1
|
Теоретическая подготовка
Лыжные гонки в мире, России, ДЮСШ
|
3
|
3
|
|
|
|
2
|
Спорт и здоровье
|
5
|
5
|
|
|
|
3
|
Лыжный инвентарь, мази и парафины
|
6
|
6
|
|
|
|
4
|
Основы техники лыжных ходов
|
8
|
8
|
6
|
7
|
7
|
5
|
Правила соревнований по лыжным гонкам
|
3
|
3
|
|
|
|
6
|
Перспективы подготовки юных лыжников в УТГ
|
|
|
3
|
4
|
4
|
7
|
Педагогический и врачебный контроль, физические возможности и функциональное состояние организма спортсмена
|
|
|
9
|
10
|
10
|
8
|
Основы методики тренировки лыжника-гонщика
|
|
|
7
|
9
|
9
|
II
1
|
Практическая подготовка
Общая физическая подготовка.
|
270
|
333
|
395
|
410
|
410
|
2
|
Специальная физическая подготовка.
|
98
|
134
|
239
|
253
|
253
|
3
|
Техническая подготовка.
|
70
|
70
|
75
|
80
|
80
|
4
|
Контрольные нормативы и соревнования
|
25
|
30
|
40
|
60
|
60
|
III
|
Врачебный контроль
|
12
|
12
|
12
|
12
|
12
|
IV
|
Инструкторская практика
|
20
|
20
|
30
|
45
|
45
|
V
|
Восстановительные мероприятия
|
104
|
104
|
120
|
140
|
140
|
VI
|
Психологическая подготовка
|
|
|
|
10
|
10
|
|
ИТОГО:
|
624
|
728
|
936
|
1040
|
1040
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |