Занятие 25: Ездра, Неемия и Есфирь



Скачать 191.31 Kb.
Дата25.05.2019
Размер191.31 Kb.
#92108
ТипЗанятие




Семинар

Ветхий Завет

Занятие 25: Ездра, Неемия и Есфирь

_______________________________________________________

Введение
Сегодня мы рассмотрим еще три исторические книги: Ездра, Неемия и Есфирь. Первые две повествуют о возвращении евреев из плена, как Бог и обещал через Иеремию. В то же время они говорят нам о том, что чего-то не достает. Кажется, что не все так чудесно, как это предсказывали пророки. Где новое небо и новая земля, о которых говорил Исаия? Почему у народа нет новых сердец, предсказанных Иеремией? Где этот славный и великолепный храм, который видел Иезекииль? К тому же, почему вернулись не все? Это ключевой вопрос для книги Есфирь. Люди, которых мы встретим в этой книге, все еще находятся в чужой стране. Итак, после изгнания некоторые вещи исполнены, как и было предсказано и обещано. Но многие из Божьих обещаний еще не выполнены. К этой проблеме обращены эти книги.
Мы с вами, конечно, находимся в такой же ситуации, не так ли? Бог уже выполнил некоторые из своих обещаний, но лучшие из них все еще ожидают своего исполнения. Каковы некоторые из жизненных трудностей в этом «промежуточном» времени?
[ПОМОЛИТЕСЬ]
ЕЗДРА-НЕЕМИЯ
Контекст
Мы начнем с книг Ездры и Неемии, а затем возьмёмся за книгу Есфирь в конце занятия. Первоначально Ездра и Неемия составляли одну книгу1, поэтому сегодня мы будем разбирать их также совместно. Многие думают, что их составил священник Ездра. История, записанная в Ездре-Неемии, охватывает период времени от того, когда евреи впервые начали возвращаться в Иерусалим, в 538 году до н.э. и около ста лет после первого возвращения. Сам Ездра дает нам ссылку на исторический контекст, необходимый для начала нашего изучения в Ездре 1: 1-4. Евреи были в изгнании в течение 70 лет, когда это было написано:

1В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно:

2 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. 3 Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. 4 А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и [иным] имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме.


Евреи возвращаются домой! Это захватывающее время волнения и надежды. Считается, что в это время был написан Псалом 125.
1Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:

2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш - пения; тогда между народами говорили: "великое сотворил Господь над ними!"

3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
Искупительно-исторический контекст понятен. После страданий в плену народу напоминают, что Бог по-прежнему верен Своим вековым обещаниям. Народ был воскрешен и Моисеев завет восстановлен. Но Новый Завет еще не близок, и Божье окончательное царство все еще в будущем. Вместо этого вернувшийся народ - это еще один земной прообраз великой грядущей работы Бога.
Тема
Давайте обобщим книгу Ездры-Неемии следующим образом:
Бог обновляет завет, восстанавливая Свой народ, храм, истинное поклонение и Иерусалим. Но это еще не конец, и это еще не исполнение всех великих пророчеств. Таким образом, Его народ все еще смотрит с надеждой в будущее.
Возвращение из изгнания было волнующим. Но все оказалось не таким, как ожидалось. Мы вернулись в свою землю, но не в новое небо и новую землю. Вместо этого мы в своего рода «плену в своей земле», как мы видели на прошлой неделе в Паралипоменоне. У некоторых людей есть новые сердца, но не у всех. И у нас есть новый храм, но это не тот образ славы, какой мы ожидали. Все это заставляет читателя желать чего-то большего, размышляя о том, что должно быть что-то еще впереди. Возвращаясь к Даниилу, семьдесят лет закончились, поэтому с физическим пленением покончено. Но семьдесят «седмин» до прихода Мессии только начались, и поэтому духовное пленение продолжается.
Давайте теперь рассмотрим Ездру-Неемию, и я укажу на несколько текстов, наиболее четко демонстрирующих некоторые ключевые темы. По мере чтения, я также расскажу вам о хронологии всего, что происходит.
А. Бог проявляет инициативу и народ откликается: Ездра 1: 5-6
Важно отметить, что в начале книги основное внимание уделяется верности Бога своим обещаниям. Помните, что мы только что прочитали в Ездре 1: 1. Вы заметили ссылку на книгу Иеремии? Иеремия предсказал, что изгнание продлится только 70 лет. Как и было обещано, 70 лет спустя Бог побуждает Кира позволить евреям вернуться домой. Мы также видим в 5-м стихе, что Бог также действует в сердцах людей. «И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, [в ком] возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме». Бог был инициатором этого восстановления.
Б. Народ возвращается и восстанавливает: Ездра 1: 7 - 6:22
Затем Бог предоставляет по частям все, что нужно людям, чтобы восстановить свое сообщество. Для начала мы читаем в 1: 7 «И царь Кир вынес сосуды дома Господня, которые Навуходоносор взял из Иерусалима» и отдал их евреям. Это было уже немало. Вероятно, это включало в себя золотой алтарь, золотой стол, золотые подсвечники, золотые чаши и массивные бронзовые столбы, подставы и умывальницы, настолько большие, что их нельзя было взвесить, как описано в 3 Царств 7. Это было огромным богатством. Они были незаменимы, и Бог чудесным образом возвратил их народу, чтобы они могли восстановить надлежащее храмовое поклонение.
Затем взгляните на 2: 2, где мы видим человека по имени Зоровавель. Он является важной фигурой, потому что он принадлежит царскому роду Давида. Бог обещал Давиду, что у него будет наследник, который будет править в народе Божьем вечно. Но в конце 4 Царств мы увидели последнего царя из рода Давидова, уведенного в плен в Вавилон. Таким образом, тот факт, что этот человек ведет народ Божий обратно к обетованной земле, означает, что Бог по-прежнему верен Своим обещаниям завета.
Еще одна значимая фигура, также в стихе 2, - это Иисус. Вы можете заметить в стихе 40, что он левит, а это означает, что вместе с родом царей также восстанавливается и род священников. Мы читаем в Левите, что священники совершают жертвоприношения и ведут народ в поклонении. Поэтому восстановление священства имеет решающее значение для восстановления людей в правильные отношения с Богом. Разумеется, мы также знаем, что это священство непременно указывает на большего священника, потому что кровь быков и козлов никогда не может устранить грех.
Другое, что необходимо для поклонения, помимо священников, это алтарь и храм. Мы читаем об их строительстве в главах 3-6. После некоторой оппозиции со стороны недружелюбных соседей (глава 4) работа была завершена в 516 году до н.э., спустя чуть более 20 лет после возвращения народа (см. 6:15). С завершением храма они наконец снова могут праздновать Пасху в 6:22. «И праздновали праздник опресноков семь дней в радости, потому что обрадовал их Господь и обратил к ним сердце царя Ассирийского (то есть Дария, царя Персидского, который покорил Вавилон, покоривший Ассирию), чтобы подкреплять руки их при строении дома Господа Бога Израилева.» Очень уместно было возобновить поклонение в своей земле в храме с пасхальной едой после того, как Бог снова вывел людей из-под притеснения язычников!

Но все не так радужно. Оглянитесь назад в 3:12: «Впрочем многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко, но многие и восклицали от радости громогласно. 13 И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного, потому что народ восклицал громко, и голос слышен был далеко.» Храм был очень важен, как мы уже говорили. Но некоторые люди еще помнили, как выглядел первый храм2. Новый храм не мог сравниться с тем, что народ Божий видел раньше. И хотя для них это было большим разочарованием, мы можем рассматривать это как знак того, что Бог не бросил свое дело. Он собирался совершить еще много великих дел.


[ВОПРОСЫ]
В. Грех народа и раскаяние: Ездра 7-10
Начало главы 7 переносит нас далеко вперед. Теперь мы находимся в 458 году до нашей эры, почти через 60 лет после завершения восстановления храма (см. 7: 7-9). Здесь, священник Ездра ведет вторую партию изгнанников обратно в Иерусалим. Мы узнаем про Ездру из 7: 9-10 то, что «благодеющая рука Бога его была над ним, 10 потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде». Мы можем извлечь отсюда большой урок. Обратите внимание, что он изучает слово Господа и исполняет его, прежде чем он учит ему.
Но когда Ездра возвращается на свою землю, он обнаруживает, что многие евреи вступили в брак с представителями окружающих языческих народов, что было тяжким грехом. Мы читаем в 9: 1-3: «народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их,..

2 потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою».


Вы заметили упоминание «святого семени?» Помните обетование Бога в Бытие 3:15, что он поднимет «семя», чтобы сокрушить голову змея. Израиль был носителем обетованного семени. Если они ассимилировались в языческую культуру и отказались от своих уникальных отношений с истинным Богом, они рисковали потерять это обетование! Если сатана не может уничтожить народ Божий через изгнание, он попытается их совратить.
Итак ... что происходит? Ездра молится (9: 6-15), признавая грех народа и святость Бога. Обратите внимание на серьезность исповеди Ездры и насколько хорошо он понимает последствия греха. «Господи Боже Израилев! праведен Ты. Ибо мы остались уцелевшими до сего дня; и вот мы в беззакониях наших пред лицем Твоим, хотя после этого не надлежало бы нам стоять пред лицем Твоим» (ст.15). 
В главе 10 люди раскаиваются. Это покаяние было больше, чем простое признание греха или переживание. Они принимают меры для того, чтобы исправить свой грех, восстановить правильное поведение по отношению к Богу. Они работают над тем, чтобы отделить себя от окружающих народов.
Главный вывод здесь состоит в том, что, несмотря на то, что изгнанники вернулись и восстановили храм, Бог еще не завершил свой план спасения. Взгляните на молитву Ездры в 9: 8: «И вот, по малом времени, даровано нам помилование от Господа Бога нашего, и Он оставил у нас [несколько] уцелевших и дал нам утвердиться на месте святыни Его, и просветил глаза наши Бог наш, и дал нам ожить немного в рабстве нашем.» Остаток вернулся, но это всего лишь означает «немного ожить» от рабства. Все это вынуждает нас сказать: «Не может быть, чтобы это был конец; должно быть еще что-то впереди».
Г. Неемия возвращается и народ восстанавливает стены: Неемия 1-7
Это подводит нас к книге Неемии и еще одной фазе восстановления народа на своей земле. Почти через 100 лет после возвращения первых изгнанников стены Иерусалима по-прежнему находятся в руинах. Это означает, что народ, род Давидов и поклонение, направляемое священниками все еще уязвимы перед врагами Израиля. И в военном, и в нравственном отношении. Поэтому, когда Неемия, правительственный чиновник, который находится на службе у персов в Сузах, слышит об этом, он плачет и начинает молиться.
Что интересно в его молитве в главе 1, так это то, что, как и многие другие молитвы в Библии, молитва Неемии начинается с исповеди грехов в 6-7: «и я и дом отца моего. 7 Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему». В стихах 10-11 он основывает свою просьбу на Божьей славе. Как и во многих других молитвах, которые мы видели (Моисей и Даниил, например), конечной целью этой молитвы является прославление Его имени через ответ на молитву.
В главе 2 Неемия отправляется в Иерусалим примерно через десять лет после возвращения Ездры. Когда он приходит туда, он убеждает людей восстановить стены. Кстати обратите внимание на то, что он говорит в 2:20: «Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить». Обратите внимание, что божественный суверенитет и человеческая ответственность идут рука об руку. Они не игнорируют друг друга и не принижают ценности друг друга. Эти две великие доктрины идут плечом к плечу у авторов Библии и никогда не вызывают вопросов. Те, кто искренне любит слово Божие, превозносят и трепещут перед Его всевластием и живут с чувством моральной ответственности и подотчетности.
Возвращаясь к нашей истории, мы видим, что евреи испытывают сопротивление со стороны своих соседей. Их враги сначала издевались над евреями по поводу того, что они взялись за такую сложную и дорогостоящую инженерную задачу (4: 1-3). Но когда народ медленно, но верно продолжал строить, издевательство язычников превращается в заговор по нападению на строящих. Неемия отвечает на это снаряжением строителей оружием. Поэтому их враги пытаются (но не могут) подорвать авторитет Неемии, распространяя клевету о нем (глава 6). Сатана иногда пытается идти против народа Божьего, и особенно их лидеров, в лобовую. В других случаях он использует более изощренные средства. Но Бог верен в том, чтобы защитить свой народ в любом случае.
Неемия также испытывает сопротивление со стороны самого Израиля (глава 5). Некоторые из строителей начали жаловаться, что работа слишком дорого им обходится, учитывая их скромные средства. Поэтому Неемия убеждает знатных граждан и чиновников перестать взимать налоги с народа, что позволит им продолжить работу. В конце концов люди завершают строительство стен вокруг Иерусалима менее, чем за год. Этот раздел заканчивается вдохновляющими словами в 7:73 «И стали жить священники и левиты, и привратники и певцы, и народ и нефинеи, и весь Израиль в городах своих». Это возвращение к покою похоже на ключевые отрывки в книге Иисуса Навина, когда израильтяне впервые заселили эту землю. Это действительно значит начать заново.
Д. Люди радуются… и возвращаются к старому: Неемия 8-13
Итак, мы приходим к тому, ради чего совершались все предыдущие действия: восстановлению завета! Взгляните на 8: 8: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное». Интересно отметить реакцию людей. После того как они услышали закон и его изложение, в стихе 6 говорится, что они сказали: «Аминь! Аминь!» Но затем в 9-м стихе говорится, что они заплакали. Они понимали, что нарушили закон, который они читали. Но священники сказали людям не печалиться, а праздновать чтение Божьего слова. Похоже, что люди справедливо оплакивали свой грех, и затем справедливо отмечали Божью благодать в своей жизни.
Интересно, у вас такая же глубокая эмоциональная реакция на чтение Слова Божьего и учение о нем? Заставляет ли вас Божье слово плакать от тяжести вашего греха? Приносит ли вам радость, что бесконечно святой Бог готов отдать свою жизнь, чтобы сделать нас святыми? Надеюсь, что так оно и есть.
Процесс длительной перестройки и обновления завершается тем, что народ вновь связывает себя обязательствами завета с Богом в 10:29:
пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвою и проклятием - поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его.
Народ находится в своей земле, род Давида продолжает жить (и поэтому живо семя женщины), священники приносят жертвы на алтаре, храм восстановлен, стены вокруг Иерусалима надежны, закон читается и объясняется принародно, и люди подтверждают свою приверженность завету Бога.
Мы ведь этого ждали? Но к сожалению ситуация выглядит иначе. Как только люди обновляют завет, они тут же нарушают его снова. В главе 13 мы видим, как они нарушают субботу. Они снова вступают в брак с окружающими народами. И мы снова видим ту же самую проблему. Закон еще не написан на их сердцах. Это еще не полный приход Царства Божьего. Это не новый завет с новыми сердцами на новом небе и на новой земле. Грех и смерть все еще правят здесь.
Мы находимся в конце ветхозаветного исторического повествования, а сердце по-прежнему лукаво и крайне испорчено. Кто узнает его? Должно свершиться нечто большее - большее спасение; большее, чем Исход; большее, чем возвращение из плена. Должно наступить большее царство; большее, чем Давида, большее, чем Соломона, большее, чем Ездры и Неемии!
[ВОПРОСЫ]
ЕСФИРЬ
Контекст
Переходим дальше к книге Есфирь! То же самое время, но другое место. Сейчас это примерно 480-е / 470-е годы до н.э., спустя полвека после возвращения первой волны пленных, но до возвращения Ездры. Но теперь мы находимся в Сузах, столице Персии, где евреи все еще живут, будучи пленниками.
Что действительно странно в книге Есфирь, так это то, что Бог в ней не упоминается. Кроме упоминания о посте (4: 3, 16), в ней нет даже упоминания о религиозной жизни народа. Это делает цель написания книги и ее применение книги менее очевидными. Итак, какой же вклад она вносит в разворачивающийся Божий план искупления? Эта история иллюстрирует истину о том, что Бог заботится о своем народе, что он спасет свой народ от его врагов и что народ Божий может быть уверенным, что Бог их защитит - даже когда мы не можем видеть, как Он действует.
Тема
На самом деле, это хорошее тематическое утверждение для книг Есфирь:
Бог защищает свой народ, даже если мы не видим, как он действует.
В мире, где Бог невидим, верующие могут часто задаваться вопросом, действительно ли Бог действует. Но важно помнить, что Божье провидение в нашем мире чаще всего скрыто от нашего взгляда. Его дела можно с лёгкостью не заметить. Иногда именно ненавязчивость его действий делает Его спасение более могущественным.
Краткое содержание
Итак ... Есфирь. Позвольте мне кратко пересказать вам ее историю. В первых двух главах молодая еврейская девушка по имени Есфирь завоёвывает симпатию царя Артаксеркса, и он делает ее своей царицей. Ее двоюродный брат Мардохей услышал о заговоре убить Артаксеркса, и поэтому он сообщает об этом Есфирь. Есфирь предупреждает царя, и заговор остановлен. В главе 3 евреи сталкиваются с проблемой. Человек по имени Аман продвигается по службе при царском дворе, и он оскорблён тем, что Мардохей не воздаст ему должные почести. Чтобы отомстить, Аман избирает в качестве мишени не одного Мардохея, а добивается принятия указа об уничтожении всех евреев в Персии. Мардохей убеждает Есфирь помочь им всем. Она просит царя пощадить евреев, и он принимает меры от их имени. Между тем, царь невольно унижает Амана, заставляя его публично почтить Мардохея. И, когда заговор Амана пресечен, его приговаривают к казни.
Вот такая история; давайте коснемся нескольких важных тем.
А. Бог будет судить.
Во-первых, Бог будет судить нечестивых. Нечестивый здесь Аман. Он повинен в гордости, высокомерии, попытке убийства и попытке геноцида. Хуже всего то, что он направил свое злобное сердце прямо против Божьего народа, то есть против самого Бога. Его зло не является случайностью или простым эгоизмом: оно умышленно и намеренно был против народа Божьего Его целей. Аман - это образ врагов Бога.
Но мы видим в истории, что в Божьем провидении все планы Амана оборачиваются против него. Аман хочет унизить Мардохея, но царь заставляет Амана публично почтить Мардохея. Аман хочет убить Мардохея, повесив его на дереве; но царь казнит Амана, повесив его на этом самом дереве. Аман хочет уничтожить евреев через массовый геноцид в масштабах всей империи. Вместо этого Бог использует эту ситуацию, чтобы позволить евреям не только защитить себя, но и победить своих врагов. Мы читаем в 9: 2: «собрались Иудеи в городах своих по всем областям царя Артаксеркса, чтобы наложить руку на зложелателей своих; и никто не мог устоять пред лицем их, потому что страх пред ними напал на все народы».
Бог судит нечестивых - иногда даже в этой жизни. Поэтому христиане могут иметь мир в отношении испытаний в этой жизни, будучи уверены в том, что Бог установит справедливость.
Б. Бог действует через обстоятельства.
Обратите внимание, как Мардохей убеждает Есфирь спасти ее народ от смертного приговора. «И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» - спрашивает Мардохей в 4:14. Он считает, что есть особая цель, для чего Есфирь стала царицей, и что ее цель проясняется в возможности для нее помочь спасти народ Божий. Бог использует земные инструменты, такие как действия людей, для претворения в жизнь Его планов. Фактически, когда вы смотрите на Священное Писание, вы замечаете, как редко его чудеса принимают форму резкого нарушения истории, как это можно увидеть, скажем, в Исходе. Чаще всего, он использует людей, ситуации, события, все совершенно естественное, очень незаметное, для достижения нужного Ему результата. Мардохей говорит Есфирь, что она должна осознать себя и свое царское положение как инструмент, посредством которого Бог совершает свои цели. Несомненно, Бог не нуждается в каком-либо конкретном человеке или обстоятельстве для достижения своих целей. Но он выбирает использовать таких людей, как Есфирь, и нас, чтобы распространять свое слово и избавлять свой народ от угроз. «Возможно это ты!» Мардохей говорит: «Ты можешь бы стать тем инструментом!» Он говорит: «И кто знает?» Действительно, кто знает?
В жизни нет случайностей или совпадений. Бог руководит и направляет все его творение, и это означает, что он также руководит всеми обстоятельствами вашей жизни. Нам нужно внимательно исследовать ситуации, в которые ставит нас Бог, и искать возможности послужить нашему Господу и Спасителю. Кто знает, что Бог может сделать с этими маленькими проявлениями верности?
В. Бог спасет свой народ
Богословский смысл? Бог ревниво защищает Свой народ. Это одна из основных тем всей Библии, и это, безусловно, смысл этой небольшой истории о Есфирь. Не всегда бывает понятно в определённый момент, как Бог действует, или чем все закончится, но Бог избавляет свой народ и продолжает продвигать свой искупительный план вперед. Обратите внимание, что то, как Бог, совершил избавление Израиля в этой ситуации, обеспечило максимум Его славы и практически лишило Мардохея или Есфирь возможности присвоить это себе или похвастаться чем-то. На самом деле цели Бога и спасение в этой книге гораздо более глубокие и более значимые, чем можно предположить, если рассматривать эти события поверхностно. Вы помните, когда царствование Саула потерпело крах? Именно тогда, когда он отказался выполнить Божье повеление полностью уничтожить амаликитян и их царя Агага. (1 Цар. 15). И в 2: 5 мы узнаем, что Мардохей – это далекий потомок царя Саула и 9:24, а Аман - царя Агага. По Божьей благости спасение его народа приводит к искуплению рода Саула, спустя сто лет после того, как он не повиновался Божьему повелению. Несомненно, не случайно, что в этой книге раскрываются детали этих родословных.
Заключение
Итак, чему мы можем научиться из этих трех книг о жизни в это «промежуточное» время (когда Бог все еще не закончил выполнение своих обещаний)? Нам нужно верить, что Бог действует, даже когда мы не видим этого, как мы видели в Есфирь. Наша задача, как и царицы Есфирь и народа на своей земле, это оставаться верными в тех ситуациях, которые мы можем видеть. Но в конечном счете, наше послушание полностью зависит от Бога – мы можем увидеть это на примере провала в конце книги Неемии. Это указывает нам то, что Бог приготовил нам большее во Христе.
[ВОПРОСЫ]
[ПОМОЛИТЕСЬ]



1Они начали издаваться как две отдельные книги лишь в начале средневековья.

2 Храм был разрушен за 50 лет до этого, хотя само изгнание продолжалось 70 лет.


Скачать 191.31 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница