Занятие спецкурса по технологии эффективного чтения (6 класс)



Скачать 88.49 Kb.
Дата20.06.2019
Размер88.49 Kb.
#104621
ТипЗанятие

Занятие спецкурса по технологии эффективного чтения (6 класс)

Учитель Пшеничникова Алла Вениаминовна

Пояснительная записка.

Учащиеся 6 класса посещают спецкурс по технологии эффективного чтения первый год. Диагностическая работа, проведенная на первом занятии, показала, что после однократного чтения текст понимают 25 – 40% учащихся. В процессе занятий учащиеся освоили дифференциальный алгоритм чтения, умеют выделять опорные слова, составлять опорную сеть, выделять доминанту текста. Учатся работать с интегральным алгоритмом: умеют выделять смысловые лучи, портретные слова.

Тип учебного занятия: изучение и закрепление нового материала.


Вид учебного занятия: занятие с использованием технологии критического мышления.

Тема занятия: Метафорные слова.

Цели занятия:


  • закрепление интегрального алгоритма чтения;

  • введение нового понятия – метафорное слово;

  • освоение авторского опыта по созданию художественного образа;

Ход занятия:

I.Стадия вызова: актуализация знаний, проверка усвоения материала предыдущих занятий (восстановление по опорным лучам текстов «Кортик», «Книги»). Сообщение темы и цели занятия.


II. Стадия осмысления. Применение приема «Чтение с остановками» (работа в парах по составлению смысловых лучей и схемы к новому тексту).

1. Чтение текста:

Как распускается мак


Вот как распускается мак. Рано утром среди седых, вырезных листьев на мохнатом стебле качается большой зеленый бутон. Весь мохнатый, в капельках росы.

И вдруг бутон лопается. Зеленые створки раздвигаются, между ними проглядывает розовая полоска. Она делается шире, шире… Щелк!

Зеленые створки опали на землю. Все это происходит на твоих глазах. И уже не зеленый бутон качается на стебле, а будто комочек розовой папиросной бумаги. Смятый комочек.

Но вот комочек начинает оживать, пухнуть, расправлять складочки. Разглаживаются лепестки, выгибаются… Краснеют. Наливаются жаром.

И вот уже огненная чаша раскрылась на стебле. Внутри нее лежит черный уголек.
Сияет огненная чаша. Боишься ее тронуть – пальцы обожжет!

А однажды вечером, опять на твоих глазах, - щелк! – отвалился один лепесток, еще один, еще… Лежат на земле. Темнеют, остывают. Вот так гаснет мак. Не отцветает, не увядает, не поникает. Просто гаснет.

2. Основа схемы с называнием смысловых лучей. Обсуждение проделанной работы:
Основной луч – один (мак), но все образные названия, данные маку автором

текста (бутон, комочек, огненная чаша), становятся основой для дополнительных лучей. Луч «Огненная чаша» имеет еще дополнительных героев – «Уголек» и «Лепестки». С листьями мака ничего не случается, поэтому данный герой остается в стороне от происходящих с другими изменений.


3. К каждому лучу выписываем «портретные слова» (описание внешнего облика) и слова, описывающие события и факты.
4.Отмечаем стрелки перехода (превращения), используя специальный знак.
5. В результате коллективной работы получилась следующая схема:


Мак




Комочек

Гаснет


Бутон

Листья




Большой,

Зеленый,


мохнатый,

в росе





Качается

утром среди



Седые

вырезные





Лопается



Розовый,

смятый


Проглядывает

между створок






Делается шире,

Разглаживается

краснеет



Боишься

тронуть-

обожжет

Раскрылась

на стебле,

сияет

Вечером

отваливаются,

темнеют. Лежат

на земле



Внутри

Черный

Лепестки

Уголек

Огненная чаша

III. Новый материал. Использование приема «Корзина идей». Учащиеся выделяют и фиксируют все слова и выражения, связанные с ключевым понятием «метафорное слово» (работа в парах). Обсуждение предложенных вариантов. Введение понятия «метафорные слова» (слова, употребленные в тексте в переносном значении для создания художественного образа; слова, которые в тексте среди обычных слов вспыхивают яркими искрами). Введение знака для выделения метафорных слов. Выделение метафорных слов на схеме.

Сравнения: комочек розовой папиросной бумаги, черный уголек.
Метафоры: сияет огненная чаша, лепестки остывают, гаснет мак и т.д.
IV. Выделение доминанты (главной мысли этого текста):


  • Рождение мака – чудо, которое происходит на наших глазах.




  • Цветение мака напоминает пламя.




  • Жизнь мака яркая, но короткая (сгорел и погас).


V. Стадия рефлексии. Использование приема «Бортовой журнал».


Что было известно до занятия?

Что нового узнали на занятии?


Какие вопросы появились?

Скачать 88.49 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница