Значение хорошей осанки трудно переоценить; здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой встроенной и красивой фигуры



Дата15.01.2018
Размер76.6 Kb.
#8461

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

И ПЛОСКОСТОПИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.А. Кобелева


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №368»,

г. Пермь
Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма.

Лечебная физкультура, которая в последнее время стала использоваться в детских садах, является новой формой реабилитации детей, имеющих патологические или предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья дошкольников применяли преимущественно различные физиотерапевтические средства, а также закаливание. Важнейшим аспектом работы по оздоровлению детей дошкольного возраста является работа по формированию правильной осанки.

Значение хорошей осанки трудно переоценить; здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой встроенной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия. Осанка в большей мере отражает внутренний мир человека – его настроение, самочувствие и даже характер. Известно, что когда человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается – распрямляет плечи, смотрит прямо, подтягивает живот.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 70 % детей дошкольного и школьного возраста имеют различные виды нарушений осанки. Нарушение осанки - это не болезнь, а пока лишь нарушение развития костно-мышечного аппарата. Однако на фоне этого, как многим кажется безобидного дефекта, развиваются такие серьезные заболевания как сколиоз (оно занимает достойное место среди искривлений и наблюдается примерно у каждого 20 ребенка), юношеский кифоз, остеохондроз, которые с трудом поддаются лечению.

Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам. Правильно организованный двигательный режим - активная и разнообразная физическая деятельность ребенка - основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата.

К сожалению, в настоящее время работа по профилактике и коррекции нарушения осанки в общеобразовательных школах практически не ведется. Поликлиники же не в состоянии принимать и обслуживать детей, постоянно нуждающихся в лечебной гимнастике. А ведь уже в детском саду может проявиться так называемый диспластический сколиоз. В этом возрасте позвоночник интенсивно растет, но мышечный корсет еще не развит. Болезнь может быть спровоцирована любой некорректной нагрузкой - чаще всего неправильной посадкой за столом во время занятий. И уже в 4 года может возникнуть сколиоз 1-2 степени.

Учитывая данные обстоятельства, я, как инструктор по физическому воспитанию, поставила цель:

• Разработать систему деятельности инструктора по физкультуре по формированию правильной осанки, ее коррекции и профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.

Реализация цели возможна через решение следующих задач:

1. Подобрать и изучить специальную литературу по теме «Воспитание правильной осанки», «Профилактика плоскостопия» у детей старшего дошкольного возраста.

2. Осуществить выбор методики определения сформированности осанки и применить их в работе.

3. Отработать режим проведения занятий по лечебной физкультуре в соответствии с рекомендациями специалистов.

4. Разработать комплексы ЛФК для коррекции осанки и плоскостопия, отвечающие возрастным особенностям старшего дошкольного возраста.

5. Разработать содержательный компонент деятельности с детьми, педагогами и родителями по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия.

Решая первую задачу, я подобрала и изучила специальную литературу следующих авторов:

Г.А. Халемский, «Коррекция нарушений осанки у школьников», Санкт-Петербург 2001.

А.А. Потапчук, М.Д. Дидур, «Осанка и физическое развитие детей», Санкт-Петербург 2001.

И.С. Красикова, «Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки», Санкт-Петербург 2001.

Н. Ефименко, «Театр физического развития и оздоровления», Москва 1999.

А.А. Потапчук, «Лечебные игры и упражнения для детей», Санкт-Петербург 2007.

Е.И. Подольская, «Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет», 2012.

В детском саду созданы необходимые условия для своевременной профилактической работы и реабилитации (режим дня, материально-техническая база, специалисты). При этом известно, что именно своевременность воздействия различных средств и методов лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором ее внедрения в практику работы дошкольных учреждения.

Лечебная физкультура показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Противопоказания имеют лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.

Система работы по формированию правильной осанки и профилактике плоскостопие предлагает работу в течение двух лет с детьми 5-7 летнего возраста. В настоящее время у нас функционирует две группы - одна для детей старшего возраста, другая для детей подготовительной к школе группе. Занятия проводятся два раза в неделю по 20-30 минут после сна.

Цель корригирующей гимнастики: формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки если они уже есть.

Задачи: формирование мышечного корсета, выработка силовой и общей выносливости мышц туловища, тренировка равновесия, улучшения координации движения, восстановление дыхательного стереотипа, нормализация эмоционального тонуса.

Общие задачи решаются путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее эффективными для развития мышечного корсета и устранения дефектов осанки являются такие при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияния углам наклона таза на тонус мышц минимальны. К ним относятся положения лежа на спине, животе, стоя на коленях, на четвереньках. Обучение зрительному восприятию правильной осанки достигается путем контроля осанки и выполнения специальных упражнений перед зеркалом из различных исходных положений.

Как на занятиях «Группы здоровья», так и на физкультурных занятиях я использую упражнения горизонтального пластического балета (программа Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления»).

Все позы в программах «пластик-шоу» горизонтированы: упражнения в позах лежа на спине, на животе, в позе на боку, упражнения в переворачивании со спины на живот и наоборот, упражнения в упоре лежа, в упоре сзади, упражнения в ползании по-пластунски, на четвереньках, в позах на низких и высоких коленях. Обязательным условием программы является исходная стартовая поза лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расправлено, спокойное. Завершающей позой программы должна быть поза стоя на коленях, спина выправлена и как бы вытянута вверх, руки протянуты к солнцу, пальцы рук выпрямлены разведены, взгляд устремлен вверх вперед. Все движения плавные, мягкие, пластичные. Горизонтальный платический балет как нельзя лучше подходит для работы с детьми, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата:

Во-первых, режим горизонтальных поз, обеспечивает естественную, биологически обоснованную последовательность формирования поз и движений: от положений лежа на спине - к позе стоя на высоких коленях.

Во-вторых, позвоночник находится в оптимальном положении для коррекции, разгрузки и расслабления.

В-третьих, деятельность сердечно-сосудистой системы также проходит в щадящем разумном режиме.

В-четвертых, музыкальность программ, наличие элементов хореографии, театрализация позволяет создать у детей во время упражнений положительный эмоциональный фон.

Новой формой занятий по физ. воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика. Основные исходные положения работы на мяче: сидя, лежа на животе и спине. Легкое покачивание на фитболе улучшает отток лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, нормализует перисталику кишечника. Вибрация, вызываемая сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с верховой ездой, в настоящее время доказано, что верховая езда является одним из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний ЖКТ, ожирения, невростенией. Правильная посадка на фитболе способствует формированию правильной осанки, выравнивает косое положение таза, что крайне важно для коррекции сколиотических отклонений. Область применения фитболов безгранична: его можно использовать в любом возрасте и на любые группы мышц, для лечения и профилактики, для отдыха и развлечения.

Большая работа в детском саду ведется по профилактике плоскостопия. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата. Для работы в группе «Будь здоров» по профилактике плоскостопия я использую специальные массажные шарики (мягкие, твердые), деревянные массажеры (плоские, ребристые), ролики, массажные коврики, ребристые доски, поролоновые дорожки. Укрепляем мышцы стопы с помощью различных предметов (камушки, веревочки- мелкие шарики, игрушки), а также пальчиковую зарядку для ног (рисование при помощи ног).

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Ведь именно родителей в первую очередь должно волновать здоровье ребенка. Два раза в год проводятся родительские встречи, где я индивидуально беседую с каждым родителем, рассказываю о ребенке, даю советы по профилактике данного заболевания, домашнее задание, провожу мини беседы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия. В середине года приглашаю родителей на открытое занятие группы «Будь здоров». Считаю, что именно родители должны воспитывать потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, а значит, и заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

За работой группы «Будь здоров» систематически осуществляется врачебный контроль: в тетради назначения врача записываются все рекомендации специалиста, 2 раза в год медицинский работники делают плантограммы. По антропометрическим, функциональным показателям и специальным тестам на подвижность позвоночника и силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса оценивается эффективность проводимого лечения. Для этой цели была разработана карта обследования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Карта составлена на основе программ диагностики и коррекции нарушений авторов А.А. Потапчук, М.Д. Дидур.

Данная работа по коррекции нарушения осанки и плоскостопия дает положительную динамику.

Результаты на 2011-2012 год.

1. Нарушение осанки.

Из 12 человек, посещавших группу:

здоровы – 33%,

улучшение здоровья – 50%,

без улучшения – 17%.

2. Плоскостопие.

Из 11 человек:

здоровы – 36%

улучшение здоровья – 55%

без улучшения – 9%

Результатом многолетней работы стало создание программы кружка по лечебной физической культуре «Будь здоров» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Программа рецензирована кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии ПГПУ Т.Э. Токаевой.


Кобелева Татьяна Аркадьевна,

Инструктор по физическому воспитанию,

tanyakobeleva59@mail.ru

8 (909) 111-88-37



614112, г. Пермь, ул. Луговского, д.132, кв. 65
Каталог: attachments
attachments -> Методические указания и контрольные задания для студентов заочников по специальности: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
attachments -> Кодекс ткп 45 04-78-2007 (02250) установившейся практики
attachments -> Кодекс ткп 45 04-208-2010 (02250) установившейся практики
attachments -> Технический кодекс ткп 2006
attachments -> Информация об актуальных внутриполитических событиях в Республике Абхазия, Республике Южная Осетия, Украине и Республике Молдова


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница