Значение и роль логических задач в курсе математики



Скачать 15.14 Kb.
Дата09.08.2019
Размер15.14 Kb.
#127409
ТипРешение

Значение и роль логических задач в курсе математики

Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Плодотворным материалом для развития УУД в курсе математике начальных классов являются тестовые задачи. Традиционно к ним относят задачи, которые требуют выбора арифметических действий и выполнения вычислений для ответа на поставленный вопрос. Однако новая парадигма начального образования , направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников ,не только требует овладения общим умением решать арифметические задачи, но и значительно расширяет содержание самого понятия текстовая задача. Анализ современных учебников по математике для начальных классов позволяет констатировать, что наряду с арифметическими (текстовыми) задачами в них включены логические, комбинаторные, геометрические , ситуационные задачи, требующие от ученика умения интегрировать знания не только из разных разделов начального курса математики, но и из разных учебных предметов.

При анализе ситуаций , описанных в логических задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих логических задачах разработка способа действия, плана или алгоритма решения является основной целью. Этот аспект важен и для включения информационного направления в начальный курс математики. Именно через решение логических задач можно естественным образом формировать элементы информационной культуры: познакомить учащихся со способами обработки информации и наглядными формами её представления в виде таблиц, графов, схем, блок-схем и других моделей.

Решение логических задач вызывает большой интерес у младших школьников.

Однако большинство учителей начальных классов и даже учителей математики испытывают трудности, которые связаны с организацией деятельности учащихся в процессе их решения. При этом многие педагоги убеждены, что логические задачи доступны лишь ученикам, проявляющим способности к изучению математики, так как их включают в олимпиады, а в учебниках они отмечены звёздочкой или включены в рубрику «Для смекалистых».

Действительно, разработка методики обучения решению логических задач - дело непростое, так как многие из них являются и эвристическими, т. е. имеют уникальный способ решения, не типичный для других задач. Однако ориентация на общий способ деятельности и вооружение учащихся различными способами моделирования процесса решения логических задач позволяет использовать логические задачи для формирования личностных, познавательных, рефлексивных УУД в процессе обучения математике.

Опыт решения логических задач с младшими школьниками позволил нам выделить следующие наиболее универсальные модели процесса рассуждений:

- моделирование на отрезках;

-текстовые цепочки умозаключений;

-таблицы;

-графы;

-блок-схемы.

Покажем возможности использования этих моделей на примере решения конкретных логических задач.

Моделирование условия логической задачи на отрезках позволяет большинству учащихся самостоятельно справиться с решением логических задач уже в 1 классе. Приведём примеры задач и моделей к ним.

Задача 1. Дети играли в снежки. Андрей бросил дальше , чем Коля и Витя, но ближе, чем Серёжа.

а) Отметь верную схему знаком «+», а неверную – знаком «-« .

Задача2.Коля выше Саши, но ниже Юры. Обозначь отрезками рост мальчиков, если :

а) отрезок АВ обозначает рост Коли:

Коля

Юра

Саша

б) отрезок АВ обозначает рост Юры:

Юра

Коля

Саша

в) отрезок АВ обозначает рост Саши:

Саша

Юра

Коля

г) Кто выше всех?

д) Кто ниже всех?

Задача3. Второй мешок тяжелее первого, а третий мешок самый тяжёлый. Какой мешок самый лёгкий?

Обозначь массу каждого мешка отрезком

Для приобретения опыта построения текстовых цепочек умозаключений целесообразно использовать задания на восстановление готовых рассуждений с пробелами . Например при решении задачи4:

«Жили-были три котёнка: белый, серый и рыжий. У каждого свой домик. В каком домике жил каждый котёнок, если серый не жил в первом домике, а белый жил во втором домике?» учитель предлагает школьникам выполнить рассуждения и вписать номера домиков: «Серый котёнок жил не в первом домике, значит, он жил либо в домике------, либо в домике-------. Белый котёнок жил в домике-------. Значит, серый котёнок жил в домике----, а рыжий жил в домике ------.»

Такие задания не только помогают ученикам решить задачу, но и знакомят их с решением логических задач методом рассуждений. При этом школьникам даётся структура рассуждений, а все выводы они делают самостоятельно.

Решение этой же задачи полезно оформить и в виде таблицы. Таблица представляет собой только наглядную форму систематизации данных, а способ решения логической задачи остаётся прежним- метод рассуждений. Обучающая ценность заполнения таблицы связана с установлением зависимостей между двумя совокупностями(в нашем случае это котята и домики).

Таким образом, решение логических задач на уроках математики создаёт дидактические условия для овладения младшими школьниками основами логического и алгоритмического мышления, математической речи, умения работать с информацией, устанавливать истинность утверждений, читать и заполнять таблицы; сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах таблиц; понимать и составлять высказывания, содержащие логические связки и слова (и ,или, если…, то…,верно/неверно, что…); составлять план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию ,представленную в разной форме(таблицы, графы, блок-схемы, модели из отрезков и др.).
Каталог: storage -> files -> methodologicals
methodologicals -> Кружкова работа «Фитобар доктора Пилюлькина» Воспитателя Васильевой И. А
methodologicals -> Система физминуток, методика проведения
methodologicals -> Сценарий проведения единого урока
methodologicals -> Активные формы методической работы в доу
methodologicals -> Урок литературы в -м классе по теме: «У. Шекспир. Слово о поэте и драматурге. Своеобразие сонетов У. Шекспира» Урок рассчитан на часа
methodologicals -> Цикл занятий «Аптека в стакане»
methodologicals -> Пояснительная записка шоссейный велоспорт одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Олимпийская дисциплина с 1896 года

Скачать 15.14 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница