Звонова татьяна анатольевна воспитатель в Муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении «Детский сад №1»



Скачать 282.43 Kb.
Дата24.06.2018
Размер282.43 Kb.

ЗВОНОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

воспитатель в Муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении «Детский сад №1» городского округа Рошаль Московской области.


Название работы:



«Формирование духовно-нравственных качеств детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на основе православной культуры»

«Формирование духовно-нравственных качеств детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на основе православной культуры»

Паспорт

Наименование Программы

«Формирование духовно-нравственных качеств детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на основе православной культуры»

Правовая основа Программы

-Закон РФ об образовании

-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

-Международная конвенция «О правах ребенка»

-Устав МДОБУ «Детский сад №1»

- Программа развития МДОБУ «Детский сад №1»

- Локальные акты



Разработчик Программы


Звонова Татьяна Анатольевна

Исполнители Программы

Педагогический коллектив МДОБУ «Детский сад №1»

Цель Программы

Создание условий для духовно-нравственного воспитания воспитанников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО


Задачи

Программы



Заложить основы духовно-нравственной личности с их активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими детьми.

Воспитать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.


Сроки реализации

2014-2017 годы

Перечень программных мероприятий

Системная работа по духовно-нравственному развитию дошкольников включает 3 основных этапа:

1. «Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания младших дошкольников» (О.М. Потаповская);

2. «Доброе зёрнышко» (Л.П. Гладких) (средняя группа);

3. «Дорогою добра» (Л. Шевченко) (старшая группа).



Планируемые результаты духовно- нравственного развития и воспитания

• устойчивость навыков нравственного поведения;
• сформированность основ ценностных сфер личности;
• стабильность психического развития;
• целостность восприятия мира;
• воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
• формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
• развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
• приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.


Способы диагностики результатов по реализации Программы

Педагогический мониторинг


Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль осуществляет администрация ДОУ, родительский комитет




Актуальность

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие испокон веков звучало на Руси как-то по- особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!

Особенность существующего проекта Православия в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
I Этап

«Сказка- как средство духовно-нравственного воспитания младших дошкольников»

Младшая группа (3 – 4 года)

Пояснительная записка

 Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. В.А. Сухомлинский

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа. "Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание "иного царства” представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству.” – писал Е.Н. Трубецкой. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.

Цель:

1. Содействие гармонизации психо-речевого и общего развития младших дошкольников, осуществление коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей посредством разнообразной деятельности, связанной с содержанием русской сказкой, содействие социальной адаптации детей, введению их в культурную традицию посредством народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.



Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.

3. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

5. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.

6. Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.

7. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

8. Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

9. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

10.Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

11.Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

12.Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

13.Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.



Календарно-тематическое планирование

Месяц

Мероприятия

Задачи

Сентябрь

1-2 неделя



Беседа с детьми «Вежливые слова»

«Будь опрятным и аккуратным» Правила на каждый день



Формировать доброжелательные отношения друг к другу, приучать к вежливости, формировать элементарные представления о том, что хорошо, и что плохо.

Сентябрь

3-4 неделя



О ссоре, прощении и примирении. Беседа: «Умение прощать и просить прощение» Чтение стих-я «Дружба» - о хороших и верных друзьях.

Поздравления именинников



Учить детей строить дружеские отношения друг с другом, знать значения слов «прощать» и «прощение». Воспитывать дружелюбие, быть внимательными друг к другу, желание поздравить именинников.

Октябрь

1-2 неделя



« Друг познается в беде» (по сказке «Кот, петух и лиса»)

Рисование: «Раскрась петушку хвост»



Учить детей придти на помощь товарищу, воспитывать любовь к ближним.

Помочь детям подобрать яркие краски для раскрашивания



Октябрь

3-4 неделя



« Моя семья»

Пословицы:

« Отца с матерью почитать - горе не знать»

«Нет друга, так ищи, а нашел, так береги»




Уточнить представления ребенка о близких ему людях (отец, мать, брат, сестра и другие родственники), о том, как они заботятся о нем (готовят вкусную еде, одевают, обувают, покупают игрушки и т.д.); побуждать детей к беседе о близких, их любви. Учить понимать смысл пословиц.


Ноябрь

1-2 неделя




« Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

Кукольный театр «Колобок»




Искоренять в детях с помощью сказок такие качества, как хвастовство, непослушание

Ноябрь

3-4 неделя



О послушании. «Живи смирнее, будет всем милее» (по сказке «Волк и семеро козлят»)

Слушание муз. произв-я

«Дорога добра»


Учить детей учиться на чужих ошибках и не повторять своих. Выполнять правила жизни, которые Бог определил человеку; быть послушными, ненавидеть зло.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, умения дослушивать его до конца.



Декабрь

1-2 неделя



Беседа на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» (стр. 63 В. Гербова)

Чтение рассказа «Ангел Хранитель»




Беседуя с детьми о хорошем и плохом. Учить их высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим. Рассказать детям, что у каждого из них есть свой Ангел, который их оберегает.

Декабрь

3-4 неделя



Образ Господа нашего Иисуса Христа/показ иллюстраций/

Разучивание стихов о Рождестве



Познакомить детей с образом Господа, рассказать доступно пониманию детей появление его на свет.

Учить детей выразительно читать стихи.



Январь

3-4 неделя



Что за чудо Божий храм.

Слушание муз. произведения «Рождество Христово»

Слушание песенки про Ангелов.

Изготовление поделок: «Ангелы-наши друзья»



Подвести детей к пониманию: церковь-это дом Бога, люди приходят туда, чтобы всем вместе помолиться Господу, поблагодарить его за все, что Он нам дал, попросить помощи. Воспитывать любовь и сочувствие к ближним, стараться придти на помощь, когда кому, то плохо. Познакомить с Небесными покровителями-Ангелами.

Февраль

1-2 неделя



Чтение рассказа «Что можно сделать добротой и лаской»

Беседа о празднике пап.

Изготовление подарка папам.


Познакомить детей с притчей, понять, о чем говорится в ней. Воспитывать в детях кротость, терпение. Искоренять гнев, суровость. Воспитывать любовь к Родине, стремление быть сильным, смелым, стать защитником Родины.

Февраль

3-4 неделя



« Только трудом держится дом» Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Беседа: «Расскажи о своей маме, бабушке»

Прослушивание песни о маме.


Воспитывать в детях милосердие, доброту, любовь к ближним и негативное отношение к любому злу, жадности, грубости. Воспитывать любовь к маме, бабушке, формировать уважительное отношение к ним. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Март

1-2 неделя



Чтение корейской сказки «Материнская любовь»

Подготовка к празднованию Пасхи.

Слушание прозв-я «К Пасхе»


Продолжать прививать любовь к маме на основе литературных произведений.

Дать детям представления о православном празднике - Пасха; помочь ощутить чувство радости от этого праздника.

Учить детей слушать духовную музыку, умения дослушивать до конца.


Март

3-4 неделя



Беседа об отношениях ребенка с ближними по произведениям «Упрямые козы» ( узбек сказка), «Три дочери» (тат. сказка)

Слушание «Солнечная капель»



Воспитывать в детях любовь и уважение, учить уступать друг другу. Делать людям только добро.

Воспитывать любовь к музыке.



Апрель

1-2 неделя



Чтение рассказа «Земляничка»

Украсим яичко к Светлому Дню - Пасхи



Учить детей задумываться над прочитанном, видеть доброту, уважение к старшим.

Помочь ощутить чувство радости приближающего праздника, украсить пасхальные яички.



Апрель

3-4 неделя



Разбор пословиц:

«Дерево держится корнями, а человек семьёй», «Учись доброму, так худое на ум не пойдёт».

Слушание колокольного звона.

Аппликация: «Золотые колокола»




Учить детей понимать смысл пословиц.

Развивать музыкальный слух, уметь определить звон больших и маленьких колоколов.



Май

1-2 неделя



Бог-творец мира, в котором мы живем.

Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы.



Продолжать знакомить детей с Богом-творцом, с образом Небесной Матери.


Май

3-4 неделя



Подготовка к празднику День Святой Троицы.

Заучивание стихов.

Чтение рассказа «Ангел Хранитель»


Познакомить детей с праздником, дать первоначальные представления для чего люди празднуют его. Закреплять знания их об Ангеле Хранителе.


II Этап

«Доброе зёрнышко»

Средняя группа (4-5 лет)
Пояснительная записка

На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества было религиозное начало. Именно религия определяла фундаментальные основы бытия общества и человека. Поэтому закономерно, что и в воспитании почти у всех народов главным было формирование почитания и любви к Богу. А обучение знаниям, умениям и навыкам имело хотя и очень важное, но вторичное значение. Это вполне объяснимо, так как если человек формировался как духовная и нравственная личность, то все остальное он более-менее мог освоить. Таким было на протяжении веков и воспитание в России.

Однако после Октябрьской революции в России началась атеизация всей жизни страны, в том числе и воспитания. В этот период вопреки тысячелетней традиции воспитание было выстроено на атеистической основе, а из педагогической науки были искусственно изъяты знания о духовном мире ребенка и его развитии.

Это сделало невозможным и духовно-нравственное воспитание, и исследование духовно-нравственной проблематики, что самым негативным образом сказалось и на воспитании, и на науке.

Осознавая катастрофические последствия атеизации, российское общество пытается сегодня восстановить систему духовно-нравственного воспитания, направленную на развитие в человеке подлинной духовности и нравственности.

Однако создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно-нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании - восстановление системы традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми. Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно-нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка-дошкольника.



Цель:

Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей среднего дошкольного возраста 4-5лет в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной культуры.



Задачи:

  1. Заложить основы духовно-нравственной личности с их активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими детьми.

  2. Воспитать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

  3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

  4. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество и Воскресение Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы), жизни Святых (Святителя Николая, Апостолов Петра и Павла), заступничестве Богородицы.

  5. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

  6. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

  7. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

  8. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Формы работы с детьми: этические беседы, беседы- обсуждения духовно- нравственного содержания, чтение художественных произведений духовно- нравственного содержания, разбор проблемных ситуаций, прослушивание литературно- музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, разучивание стихов, Инсценирование сказок, знакомство с иконами, со Святыми Угодниками Божьими.

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

Занятие 1. Бог – Творец мира, в котором мы живем.

Занятие 2. Привычные слова и имена: Вера, Надежда, Любовь.

Работы в подарок сентябрьским именинникам.

Занятие 3. Коллективная аппликация «Журавлики летят»

Занятие 4. Храм Божий: церковный звон колоколов.



Октябрь

Занятие 5. Святые угодники Божии. Преподобный Сергий Радонежский.

Занятие 6. Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы.

Занятие 7. «В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Теремок»).

Работы в подарок октябрьским именинникам.

Занятие 8. О послушании в семье (по сказке «Петушок и курочка»).



Ноябрь

Занятие 9. «Как помириться?» (по сказке «Лиса и журавль»).

Занятие 10. Первый снег. «Ангел белую крупу сыплет из-за тучи».

Занятие 11. «Долг платежом красен» (по сказке «Муравей и голубка»).

Занятие 12. Зимние заботы. Работы в подарок ноябрьским именинникам.

Декабрь

Занятие 13. О любви и доброте в семье.

Занятие 14. «В согласии жить - никто не одолеет» (по сказке «Зимовье зверей»).

Занятие 15. Зимние птички. Работы в подарок декабрьским именинникам.

Занятие 16. Скоро праздник Рождества Христова.

Январь

Занятие 17. «Светло солнышко взошло в Рождество Христово».

Занятие 18. Преподобный Серафим Саровский – скорый помощничек.

Занятие 19. Праздник Крещения.

Занятие 20. «Дети и птицы зимой». Работы в подарок январским именинникам.

Февраль

Занятие 21. Знакомство с храмом и правилами поведения в нем.

Занятие 22. Праздник Сретения Господня. Детство Иисуса Христа.

Занятие 23. «Чудесная птица».

Занятие 24. «Кто зазнается, без друзей остается» (по сказке «Черепаха и заяц»). Работы в подарок февральским именинникам.

Март

Занятие 25. Прощеное воскресенье. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка». Чин прощения обид.

Занятие 26. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Занятие 27. «Аленушка» (изготовление куколок из бумаги и ткани). Работы в подарок мартовским именинникам.

Занятие 28. «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны».

Апрель

Занятие 29. «Христос воскрес! Христос воскрес!» – Пасхальный праздник.

Занятие 30. «Доброе сердце». Работы в подарок апрельским именинникам.

Занятие 31. Сила детской молитвы.



Май

Занятие 32. Неделя жен-мироносиц – праздник мам и бабушек.

Занятие 33. Небесный покровитель русского воинства. Работы в подарок ветеранам и майским именинникам.

Занятие 34. День славянской письменности и культуры. Наши буквицы.

Занятие 35. Празднование с детьми Пресвятой Троицы.
III этап

«Дорогою добра»

Старшая группа (5-6 лет)
Цель:

развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.



Задачи нравственного воспитания:
1. Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, послушание родителям, любовь к семье, Родине, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбие, стыдливость совершения безнравственных поступков, взаимопомощь, ответственность и забота.
2. Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых.
Задачи умственного воспитания:
1. Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира (цвет, форму, звуковую окраску), развивая различные органы чувств (зрение, слух).
Ознакомление с окружающим миром 
1. Культурологическое ознакомление с устройством мироздания как процессом Божественного творчества красивого, доброго, премудрого мира.

2. Обогащать представления детей о мире творений, рассказывать о целесообразности природных явлений, о чудесном устроении мира.

 Формирование экологических представлений.
1. Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем.

2. Учить отношению к творениям окружающего мира как друзьям человека, учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых как наших друзьях меньших.


3. Формировать представление о человеке как любимом создании Божьем, которому поручено беречь и охранять природу.

Формирование словаря
1. Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры (добро, зло, грех, послушание, стыд, совесть, милосердие, трудолюбие, честность, храм).
2. Обеспечить понимание элементарного объема базовых понятий православной культуры. Бог. Богородица. Иисус Христос. Спаситель. Ангел Хранитель. Благодарение. Воскресение Христово. Грех. Добро.

Изобразительная деятельность

1. В предметном, сюжетном и декоративном рисовании, конструировании, лепке, аппликации - развитие умений художественного отображения красоты и гармонии Божественного творчества.



Музыкальное воспитание

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической, церковной, народной музыки.



Игровая деятельность.

Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.



Культурно - досуговая деятельность.

Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками, поделиться радостью праздника в соответствии с православными традициями жизни (милосердия, подготовки праздничного выступления для родителей, детей)



Формы и способы проведения кружка:

-Рассказ педагога, беседа, беседа - игра с учащимися, диалог.

-Литературная гостиная - чтение литературных сказок, притч, легенд.

-Творческая мастерская - рисование, аппликация, пение.

-Итог - экскурсия в храм, презентация

-Открытое мероприятие для родителей.



Методы и приемы обучения:     

-Информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и ребенка.

-Репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.

-Словесный – описание и объяснение, образный сюжетный рассказ.

-Проблемного обучения – творческое использование готовых знаний, самостоятельное нахождение выхода из различных ситуаций.

-Игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания ситуаций.

-Соревновательный – нахождение неординарных решений для достижения цели.
Календарно - тематическое планирование


Месяц

занятия

Тема

Теория

Практика

Сентябрь

1

Мир Божий вокруг нас

Беседа-игра «Мы отправляемся в путешествие»



1





2

Творческая мастерская «Что создал Бог за 7 дней на земле»




1

3

Занятие-путешествие «Кто сотворил добрый мир?»

1




4

Творческая мастерская «Мир из окна»





1

5

Прогулка первая. Первый день творения. Свет. День. Ночь. (с.8, Кн.1)

1




6

Прогулка вторая. Второй день творения. Небо. (с.12)

1




7

Творческая мастерская. На кого похоже мое облачко? Аппликация «Облака»




1

8

Музыкальная деятельность. Заучивание песни «Облака» (с.14)

1




Октябрь

1

Творческая мастерская «Небо, тучи, облака, радуга» - выставка рисунков (с.23)




1

2

Прогулка третья. Третий день творения. Земля, Вода, Растения (с.26)

1




3

Творческая мастерская. Сюжет «Земля» (лепка деревьев, плодов, устроение сада)




1

4

Литературная гостиная. «Путешествие воды», «Для чего нужна вода?» (с.30)

1




5

Литературная гостиная. Чтение «Откуда взялся хлеб?»

Как человек просит хлеба у бога (с.38)



1




6

Муз. деятельность. Прослушивание «Спаси, Владычица, Святую Русь» №33 Беседа «Матерь Божия - детей заступница» (Кн.2,с.48)

1




7

Прогулка четвертая. Четвертый день творения. Солнце. Луна. Звезды. (с.54)

1




8

Творческая мастерская. «Рисуем сказку» (с.61)





1

Ноябрь

1

Прогулка пятая. Пятый день творения. Птицы. Рыбы. Насекомые. (с.62) Беседа «Кого мы встречаем на прогулке?»

1




2

Литературная гостиная. Чтение рассказов «Птичка - мать», «Умная птичка»

1




3

Творческая мастерская. «Рисуем лес, птичек…»




1

4

Прогулка шестая. Шестой день творения. Человек. Животные. (с.94)

1




5

Литературная гостиная. Чтение рассказов о животных. (с.96)


1




6

Творческая мастерская. Лепка - Животные домашние и дикие. Выставка работ




1

7

Продолжение. Шестой день творения. Человек. Беседа «Как на земле появились люди?» (с.112)

1




8

Литературная гостиная. Чтение - «Какие чувства Бог дал человеку?» Разбор пословиц. Размышления «На стриженую овечку Бог теплом пахнул»

1




Декабрь

1

Прогулка седьмая. День отдыха (покоя) (с.124)


1




2

Беседа-поучение «Кто сотворил нам красивый добрый мир?» (с.126,кн 1)

1




3

Литературная гостиная. Чтение «Мир - божьих рук создание» (с.132), «Приключение капельки» (с.142)

1







4

Тематическая беседа «Бог. Какой Он?» ( с.128) «Могут ли небо и земля рассказать о Боге?» (с.154) « О боге» ( из кН. «Закон божий» для самых маленьких) с.7

1




5

Творческая мастерская. Выставка рисунков «Добрый Божий мир»




1

6

Литературная гостиная «Что такое хорошо и что такое плохо?» Совесть. ( Кн.2, с.48)

1




7

Тематическая беседа - «Что хорошо и что дурно?» Чтение стихов. (с.11)

1




8

Беседа «Рождество Христово». Подготовка подарков к празднику.




1

Январь

1

Тематическая беседа «Будь послушным! Трудись!»(с.26,кн2)


1




2

Литературная гостиная. «Кто из мальчиков умнее?», «Воробышек и огонь» (с.31)

1




3

Беседа о трудолюбии. Чтение «Мудрый царь», «Стрекоза и муравей»

1




4

Тематическая беседа «Бог труды любит». Чтение «Две тучки». Прослушивание и пение песни «Антошка» (с.44-46)

1




5

Повторение пройденного материала








Февраль

1

Тематическая беседа: « Помоги!» (милосердие, любовь, забота) Рассказ «Милосердный человек» (с.48)

1




2

Беседа о добрых делах (с.56), Муз. деятельность. Пение песен о друзьях «Вот что значит настоящий, верный друг» и т.д.

1




3

Тематическая беседа о Святых. «Святой Николай Милующий» (кн.2,с.52)

1




4

Литературная гостиная. Чтение «Сказка о пчеле мохнатке»,

«Три малыша» (с.58)



1




5

Творческая мастерская. Рисование «Доброта»





1

6

Тематическая беседа «Не спорь! Прости!» Рассказ «Верный Иов»

1




7

Литературная гостиная. Чтение произведений о послушании, смирении, верности, прощении. (с.70)

1




Март

1

Тематическая беседа «Будь скромным! Не хвастайся!» Чтение «Скромный и хвастливый»

1




2

Литературная гостиная. Чтение « Кто самый главный?» Обсуждение «Как поспорили части человеческого тела»

1




3

Беседа: «Не кради! Не обманывай!» Тема: «Чужое и свое» (с.84)

1




4

Тематическая беседа: «Правда и ложь» Чтение произведения «Откуда ложь? Как с ней бороться?»

1




5

Творческая мастерская. Рисование «Добрые воины сражаются в царстве королевы Лжи»




1

6

Литературная гостиная. Рассказ «Как Наташа у сестры хитринку купила» (с.88) «О злых сестрах - Лжине и Хитрине»

1




7

Повторение. Заповеди Божии


1




Апрель

1

Итог темы: « Что такое хорошо и что такое плохо»


1




2

Тематическая беседа: Мир видимый и невидимый. Кто такие Ангелы?, «Ангел-хранитель»

1




3

Творческая мастерская. Рисование «Мой Ангел»




1

4

Тематическая беседа: «Храм - дом Божий» Знакомство с православным храмом. (с.48, кН.3) Праздник Пасхи

1




5

Муз. деятельность. Слушание «Колокольный звон». Чтение «Церковь Божия», «Колокола»

1




6

Творческая мастерская. Аппликация « Пасхальный кулич»




1

7

Тематическая беседа: «Моя семья. Наш род» ( кн.3,с4)


1




8

Сотворчество детей и родителей: «Дерево моего рода»





1

Май

1

Муз. деятельность. Пение «Солнечный круг», пение колыбельных. Чтение рассказа «При солнышке тепло, при матери добро» (кн.3,с11)

1




2

Творческая мастерская. Рисование «Моя семья»





1

3

Тематическая беседа: «Чудеса Господни». Как Иисус Христос помогал людям. («Закон Божий», с.38)

1




4

Повторение - Дни творения


1




5

Повторение тематических бесед о Боге, о Матери - заступнице.

1




6

Творческая мастерская. Коллективная работа «Этот удивительный Божий мир»




1

7

Итоговое. Экскурсия в храм




1



Литература



  1. Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей». Учебно-методический комплект для дошкольников

  2. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11

  3. Гладких Л.П. Программа «Мир – прекрасное творение Божие»

  4. Закон Божий для самых маленьких.

  5. Первые шаги в православном храме.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.- 96с.

  6. Православие для детей.- Кострома: Авенир-Дизайн, 2007.-392с..

  7. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников».

  8. Л. Гладких, Отечественная педагогическая культура как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей

  9. Короткова Л.Д. «Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок».

  10. Потаповская О.М. « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

  11. Потаповская О.М. «Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности»- Учебное пособие, 2009г

Каталог: upload -> tmp-picture
tmp-picture -> Игры на уроках английского языка Игры при изучении английского алфавита 1 Игра
tmp-picture -> «Цветочек на ладошке»
tmp-picture -> Опробуйте новый для себя опыт, вы удивитесь самому себе. Я верю, что все мы способны сделать эволюционный скачок в развитие своего сознания
tmp-picture -> «Память храня» (Церковь иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша»)
tmp-picture -> Кроме этого, существует понятие
tmp-picture -> Первое и основное направление реабилитации
tmp-picture -> Бег — один из самых популярных видов тренинга видимо потому, что не нужно никакого специального оборудования. Обулся и беги
tmp-picture -> Богатые клетчаткой, сложными углеводами, полноценными белками
tmp-picture -> Опробуйте новый для себя опыт, вы удивитесь самому себе. Я верю, что все мы способны сделать эволюционный скачок в развитие своего сознания


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница