40-летию мгту га посвящается введение



страница1/8
Дата07.12.2017
Размер1.32 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8



40-летию МГТУ ГА

посвящается

ВВЕДЕНИЕ
Дальнейшее развитие гражданской авиации (ГА) России связано с созданием и оснащением ГА новыми типами летательных аппаратов (ЛА), которые по своим летно-техническим и эксплуатационным характеристикам должны обеспечивать более высокий в сравнении с существующим уровень безопасности и интенсивности полетов, экономию авиатоплива, снижение расходов на техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) и в целом себес-тоимости авиаперевозок. В данном комплексе работ особое место занимает проблема повышения эффективности технической эксплуатации ЛА.

Сложные условия и характер задач технической эксплуатации, высокая ответственность за обеспечение безопасности и экономичности полетов дикту-ет особые требования к инженерно-техническому персоналу, занятому в сфере технической эксплуатации и ТОиР ЛА.

В вопросах разработки и внедрения современных систем ТОиР авиационной техники, формирования режимов и технологий контроля технического состояния, поиска и распознавания причин отказов и повреждений элементов конструкции и функциональных систем ЛА и их предупреждения современный инженер должен быть специалистом высокой квалификации. В этой связи Федеральным Государственным образовательным стандартом третьего поко-ления по подготовке специалистов с высшим образованием для Инженерно-авиационной службы ГА предусматривается изучение новой специальной учеб-ной дисциплины «Введение в специальность», которая занимает особое место в теоретической и профессиональной подготовке студентов на начальном этапе их обучения.

Данное учебное пособие предназначено для студентов 1 курса, обучаю-щихся по направлению 162300 – Техническая эксплуатация летательных аппа-ратов и двигателей, введенному Федеральным государственным образователь-ным стандартом 3-го поколения (ФГОС-3) с 2011 года. Оно позволяет обеспечить введение студента в сферу эксплуатации воздушного транспорта уже на первом этапе обучения в Университете.

Главная цель учебного пособия – помочь студентам адаптироваться к усло-виям в вузе, получить первоначальные знания об объектах эксплуатации воз-душного транспорта, ознакомиться с особенностями будущей профес-сиональной деятельности.


ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТЕ
1.1. Структура Университета и его подразделений
Московский государственный технический Университет гражданской авиации (МГТУ ГА) является Федеральным государственным образователь-ным учреждением высшего профессионального образования, которое подчи-няется Федеральному агентству воздушного транспорта (ФАВТ) Министерства транспорта Российской Федерации (РФ). Организационная структура Универ-ситета и его подразделений приведена на рис. 1.1.

Университет осуществляет свою деятельность в соответствии с Федераль-ными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профес-сиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреж-дении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, нормативными актами Министерства образования и науки РФ, Министер-ства транспорта РФ, ФАВТ и Уставом МГТУ ГА.

Руководство деятельностью Университета осуществляет ректор, которому подчинены проректора по соответствующим направлениям деятельности:

Проректор по учебно-методической работе и качеству (УМР и К);

Проректор по учебно-воспитательной работе и заочному обучению (УВР и ЗО);

Проректор по финансово-экономической и коммерческой деятельности (ФЭ и КД);

Проректор по научной работе и развитию сети филиалов (НР и РСФ);

Проректор по административно-хозяйственной работе (АХР);

Проректор по организационно-правовой работе (ОПР).

На проректоров Университета возложена ответственность за уровень разви-тия и функционирование Университета по закрепленным за ними направлениям деятельности, при этом общими для всех проректоров обязанностями являются:

- планирование, организация и контроль качества работы подчиненных подразделений и должностных лиц;

- подбор кандидатов на вакантные должности руководителей подчи-ненных подразделений;

- обеспечение организованности и порядка, трудовой дисциплины в подчиненных подразделениях;

- организация, координация и контроль работы факультетов и кафедр по закрепленным направлениям деятельности;

- руководство работой по созданию и совершенствованию внутри универ-ситетской организационно-распорядительной, методической и нормативной до-кументации по закрепленным направлениям деятельности;

- контроль за выполнением законов, других нормативно-правовых актов, локальных документов Университета по направлению деятельности в подчи-ненных подразделениях;

- обеспечение представления достоверной отчетной, статистической и другой информации по закрепленным направлениям деятельности;

- выполнение функций по направлению деятельности, связанных с функ-ционированием системы менеджмента качества Университета;

- организация взаимодействия и развития связей с учебными заведениями и предприятиями России и иностранных государств с целью обмена опытом и установления взаимовыгодного сотрудничества;

- внедрение передового отечественного и зарубежного опыта работы по закрепленным направлениям деятельности;

- регулярное обновление информации на сайте Университета по направ-лению деятельности;

- организация и контроль работы подразделений по охране труда, обеспе-

чению техники безопасности и соблюдению правил пожарной безопасности;

- организация, координация и контроль работы, определенной специаль-ными приказами по Университету, в области предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и режимной деятельности.

Общее руководство деятельностью Университета осуществляет ученый совет, который является выборным представительным органом, действующим на основании Устава МГТУ ГА. Ученый совет реализует предоставленную Университетом автономию через самоуправление, необходимое для эффек-тивного принятия решений в своей уставной деятельности на основе принципа сочетания единоначалия и коллегиальности.

Ученый совет – это коллективный орган, в состав которого входят руково-дители Университета, ведущие ученые и преподаватели, студенты и аспиранты, а также представители структурных подразделений и профсоюзных органи-заций. Возглавляет ученый совет ректор Университета – председатель ученого совета. Основные задачи ученого совета определены Уставом МГТУ ГА и Положением об ученом совете Университета.

Основным результатом деятельности ученого совета является решение совета, принятое на его заседании.

Следующий уровень административного руководства, который непос- редственно связан с организацией обучения студентов, это факультеты (см. рис. 1.1):

- Механический факультет (МФ);

- Факультет авиационных систем и комплексов (ФАСК);

- Факультет прикладной математики и вычислительной техники (ФПМВТ);

- Факультет менеджмента и общественных коммуникаций (ФМОК);

- Заочный факультет (ЗФ).

Возглавляют факультеты деканы, которые вместе со своими заместителями и методическим персоналом формируют деканаты. Деканаты курируют студентов нескольких направлений и специальностей. На рис. 1.2 представлена организационная структура Механического факультета.

Преподаватели, которые непосредственно проводят занятия, организа-ционно объединены в кафедры. Кафедра - это базовое организационное звено вуза, которое определяет содержание и обеспечивает требуемое качество подго-товки специалистов в соответствии с квалификационными требованиями, уста-навливаемыми Федеральными государственными образовательными стандар-тами (ФГОС), учебными планами и программами. Выпускающие кафедры по направлениям и специальностям формируют облик специалиста на заклю-чительных этапах обучения. Кафедры, как правило, входят в состав соответст-вующих факультетов. Отдельные кафедры Университета являются общеуни-верситетскими, так как обеспечивают учебный процесс на нескольких факуль-тетах (см.рис. 1.1).
1.2. Учебный процесс и его обеспечение
Направления, специальности, профили подготовки. Все направления и специальности, по которым реализуются образовательные программы в вузах РФ, разбиты на группы, каждой из них присвоен шестизначный номер. МГТУ ГА в настоящее время осуществляет подготовку по 11 направлениям и специ-альностям, которые имеют коды и наименования, представленные в табл. 1.1.

Общероссийский классификатор направлений и специальностей по обра-зованию предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством обра-зовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следую-щих основных задач:

- определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;

- регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;

-интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.

Объектами классификации являются направления и специальности высшего и среднего профессионального образования.

Под направлением или специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате обучения и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач. В целом Классификатор представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков (см. табл. 1.1.). Обучение по направлению или специальности осуществляется на основе Федеральных Государственных обра-

зовательных стандартов - ФГОС (не путать с ГОСТ), которые являются основными нормативными документами, регламентирующими подготовку выпускников вуза по конкретному направлению или специальности .


Таблица 1.1

Классификатор направлений и специальностей




Код

Наименование направления

(специальности)

Квалификация-

срок обучения

Форма обучения

162300

Направление: Техническая эксплуатация ЛА и двигателей

Бакалавр - 4,5 г.

Очная

Заочная

Магистр - 1,5 г.

Очная

162500

Направление: Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов

Бакалавр - 4.0 г.

Очная

Заочная

Магистр - 2.0 г.

Очная

162107

Специальность: Техническая эксплуатация транспортного ра- диооборудования

Инженер - 5.5 лет


Очная

Заочная

161000

Направление: Аэронавигация

Бакалавр - 4,0 г.



Очная

280700

Направление: Техносферная безопасность

Бакалавр - 4,0 г.

Очная

190700

Направление: Технология транспортных процессов

Бакалавр - 4,0 г.


Очная

Заочная

090302

Специальность: Информационная безопасность телекоммуникационных систем

Специалист - 5,5 лет


Очная

230100

Направление: Информатика и вычислительная техника

Бакалавр - 4,0 г.



Очная

231300

Направление: Прикладная математика

Бакалавр - 4,0 г.

Очная

080200

Направление: Менеджмент

Бакалавр - 4,0 г.

Очная

Заочная

031600

Направление: реклама и связи с общественностью

Бакалавр - 4,0 г.

Очная
Исходя из особенностей и характера направления или специальности, внутри их могут вводиться профили, маршруты, специализации, которые предполагают получение более углубленных профессиональных знаний в различных областях деятельности по выбранному направлению или специи-альности. Студент, обучающийся по данному направлению или специальности, может выбирать один из профилей, маршрутов подготовки или одну из специа-лизаций.
Учебный план. На основе ФГОС учебное заведение разрабатывает учебные планы по направлениям и специальностям. Они регламентируют содержание, уровень теоретической и практической подготовки студентов вуза. В учебном плане указывается:

- перечень учебных дисциплин;

- перечень курсовых проектов, курсовых и контрольных работ;

- объем общих и аудиторных часов по каждой дисциплине;

- распределение дисциплин по курсам и семестрам;

- распределение учебных часов по видам учебных занятий;

- формы контроля знаний (зачеты, экзамены);

- время и продолжительность практик и дипломного проектирования.

В учебном плане предусмотрено изучение учебных дисциплин по следую-щим циклам:

- гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

- математические и естественнонаучные дисциплины;

- общепрофессиональные дисциплины;

- специальные дисциплины.

Учебный план составляется таким образом, чтобы максимальный объем учебной нагрузки студента не превышал 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы.

На основе учебного плана учебным отделом Университета разрабатывается расписание занятий, которое считается одним из важных документов вуза по организации учебного процесса. В расписании занятий предусматривается последовательность изучения студентами дисциплин и посещение различных видов учебных занятий (лекций, лабораторных и практических занятий и т.п.) по неделям, дням и часам с указанием места (аудиторий) их проведения.

Содержание дисциплин учебного плана по направлениям и специальностям раскрывается в примерных и рабочих учебных программах по соответствую-ющим дисциплинам.

Рабочие учебные программы разрабатываются преподавателями, читаю-щими данную дисциплину, с учетом постоянного совершенствования и внед-рения эффективных методик преподавания дисциплины, а также для отражения в них изменений в науке и технике, происшедших в период от разработки учебной программы до текущего момента.

В каждом цикле учебного плана дисциплины делятся на основные и по выбору (элективные). Первые из них студенты изучают в обязательном порядке. Из перечня дисциплин по выбору студенту предоставляется право выбора дисциплины для изучения, после чего выбранная дисциплина также становится обязательной.


Виды учебных занятий. Основными видами учебных занятий в вузе являются: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, домашние задания, расчетно-графические работы, курсовые проекты, курсовые и контрольные работы, выпускные квалификационные работы – ВКР (дипломные проекты, дипломные работы, бакалаврские квалификационные работы, магистерские диссертации).

Лекция является одним из важнейших и наиболее сложных видов учебных занятий, на которой в устной форме систематически и последовательно излагается студентам теоретический учебный материал. На лекциях читается наиболее важный (узловой) материал. Каждая лекция должна быть логически завершенной и иметь целевую установку. Лекция требует от обучаемых хорошо развитого абстрактного мышления, а от преподавателя - умения руководить их мыслительной деятельностью. Все другие виды занятий так или иначе связаны с содержанием лекции, логически следуют за ней и опираются на нее.

Каждому студенту, слушающему преподавателя, рекомендуется вести конс-пект лекций.

Для чего надо конспектировать лекции? Конечно же, для того, чтобы разви-вать свою память. Чтобы запечатлеть в сознании нужный материал, необходи-мо пользоваться как можно большим количеством чувств.

Президент Линкольн, например, выработал в себе привычку все читать вслух, при этом он говорил: «... я вижу то, что читаю, во-вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю».

Кроме того, делая записи, пометки, значительно легче сосредоточиться на подаваемом материале.

Рекомендуется записывать название и план лекции, основные мысли, те сведения, которые оказались новыми для вас или забытыми, формулировки определений, законов, излагаемые на доске выкладки, чертежи, рисунки и основные выводы. Не следует при конспектировании дословно записывать весь текст лекций. При составлении конспекта лекций необходимо уметь отличать главное от второстепенного, понимать и отражать связи между основными частями лекций, четко оформлять рисунки.

Следует обращать внимание на интонацию лектора, чтобы легче различать, что надо записать в конспект. По каждому предмету (дисциплине) необходимо иметь отдельную тетрадь. Чтобы запись лекции не мешала, а помогала умст-венной деятельности, следует применять различные вспомогательные техни-ческие приемы, которые дают возможность меньше писать, а больше думать.
Можно рекомендовать, например, такое составление конспекта лекций:


  1. Оставлять поля в тетради, свободные места, что даст возможность допол-нять конспект материалом учебника.

  2. Разделять материал лекции на разделы, главы, параграфы и пункты, обоз-начая их порядковыми номерами.

  3. Подразделять текст на абзацы, подчеркивая главное.

  4. Формулы нумеровать, а особо важные - выделять рамочкой.

  5. Применять различные условные знаки, скобки и т.п., а иногда и сокра-щать слова в записи.

  6. Факты и примеры, иллюстрирующие общие положения, записывать cжато.

  7. Вырабатывать умение слушать и следить за записью на доске и вести за-писи в тетради.

Известный педагог Архангельский С.И. отмечал: «Психологи утверждают, что запись способствует лучшему запоминанию материала. К тому же не пишу-щий, а только слушающий студент не может глубоко осознавать сказанное».

Семинар - важнейшая форма подведения итогов и контроля самосто-ятельной работы студентов над научной и учебной литературой.

Семинар обычно следует за лекцией и является формой усвоения и закреп-ления теоретического материала и проверки умения применять теоретические положения к решению практических задач. На семинарах студенты отрабаты-вают навыки ясного и четкого изложения своих мыслей по существу вопроса.



Практические занятия, проводимые в аудиториях, имеют целью связать теоретические знания, полученные на лекциях, с их практическим приме-нением. На этих занятиях студенты обучаются методам и приемам решения конкретных задач, приобретают навыки их самостоятельного решения, учатся применению теории к практике.

Формы проведения практических занятий зависят от содержания изучаемой дисциплины, уровня подготовки студентов, имеющейся учебно-материальной базы и целей обучения. Основу этих занятий составляет практическая работа каждого студента по приобретению умений и навыков использования закономерностей и методов, составляющих содержание дисциплины, в профессиональной деятельности или в подготовке к изучению дисциплины, формирующих профессию выпускника.

Практические занятия могут проводиться в составе учебной группы или индивидуально с каждым студентом. В большинстве случаев на этих занятиях используются макеты, схемы, модели, разрезы изучаемых узлов и агрегатов.

Лабораторные работы (занятия) проводятся, как правило, после прове-дения лекций по соответствующим темам учебных дисциплин и являются связующим звеном между теорией и практикой.

Лабораторные занятия проводятся методом выполнения эксперимента на лабораторном оборудовании с последующим анализом полученных резуль-татов. К этим занятиям студенты должны готовиться заранее, руководствуясь соответствующими методическими пособиями и указаниями преподавателя.

Перед проведением лабораторного занятия студенты должны:

- знать тему и место проведения занятий;

- знать содержание работы, требования техники безопасности при ее прове-дении;

- сдать зачет (коллоквиум), подтверждающий готовность студента к прове-дению занятия.

По окончании лабораторной работы проводится анализ и обработка полу-ченных данных и составляется отчет с формулировкой выводов.

Лабораторные занятия способствуют усвоению основ теории и установ-лению в сознании студентов связи между теорией и практикой.

К практическим и лабораторным занятиям студент обязательно должен проработать соответствующий лекционный материал. Иначе теряется всякий смысл занятий. Студент должен усвоить основные определения, формулировки теорем и положений, все выводы и формулы, а также самостоятельно решить задачи и примеры, предложенные преподавателем.

Консультации - одна из форм проведения учебного процесса. С помощью консультаций преподаватель контролирует самостоятельную работу студентов и оказывает им помощь в работе с учебной и научно- технической литературой. Для студентов консультации являются формой разрешения затруднений при изучении лекционного и другого учебного материала.

Контрольное домашнее задание закрепляет материал читаемого раздела (темы) дисциплины путем решения примеров (задач) или расчета, например, устройства, процесса и т.д.

Расчетно-графическая работа предназначена для развития у студентов пространственного представления, например, конструкции или изображения схемы отдельного устройства, а также для выработки навыков по разработке и оформлению элементов конструкций и схем в соответствии с требованиями ЕСКД (Единой системы конструкторской документации).

Курсовые проекты (работы) - это учебные инженерные работы студентов, проводимые для приобретения навыков проектирования изделий или их узлов, а также систем и процессов в Гражданской авиации.

Перед студентами ставится задача разработать конкретное устройство (или его часть), выполняющее заданные функции с заданными параметрами.

Студентам предоставляется творческая свобода при самостоятельном выбо-ре методов и средств решения поставленной задачи. Они должны при этом ком-плексно использовать всю совокупность знаний, навыков и умений, приоб-ретенных на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях по конкретной дисциплине (или по нескольким учебным дисциплинам).

В соответствии с учебным планом для всех направлений и специальностей курсовое проектирование предусматривается, как правило, по основополага-ющим учебным дисциплинам. В результате проведения курсового проек-тирования студенты должны быть подготовлены к решению более сложной инженерной или научной задачи (проблемы), которую предстоит реализовать студенту на этапе дипломного проектирования.

Курсовое проектирование завершается выполнением курсового проекта или курсовой работы, которые защищаются студентами перед комиссией, назна-ченной заведующим кафедрой.

Курсовые проекты (работы) состоят из пояснительной записки и графи-ческой части. В пояснительной записке объемом 25…30 страниц излагается содержание выполненной работы. В графической части содержатся рисунки и чертежи, выполненные в соответствии с Единой системой конструкторской до-кументации.

Учебные, производственные и преддипломные практики проводятся в сро-ки, установленные учебным планом.

Учебная практика является одним из основных видов подготовки студен-тов, в ходе которой формируются профессиональные первичные умения путем ознакомления с реальным производством по специальности и приобретения навыков работы в коллективе. Учебная практика является также начальным звеном подготовки студентов к работе на производстве. Она закрепляет и углу-бляет теоретические знания, готовит их к изучению последующих дисциплин, позволяет эффективнее знакомиться с основами будущей профессиональной деятельности. По итогам учебной практики предусматривается дифферен-цированный зачет на основе отчетов студентов.

Производственные и преддипломные практики проводятся под руко-водством преподавателей выпускающих кафедр на базе отраслевых пред-приятий и организаций, с которыми Университет заключает соответствующие договора.

Преддипломная практика проводится, как правило, по месту будущей работы выпускника. Руководителем преддипломной практики, как правило, является руководитель дипломной работы (проекта).

Производственная и преддипломная практики студентов являются важней-шей частью подготовки высококвалифицированных специалистов. Они позво-ляют студенту знакомиться с деятельностью предприятий, организаций и учре-ждений; изучать работу их служб; закреплять и расширять теоретические и пра-ктические знания; приобретать более глубокие практические навыки по своей специальности; собирать, обобщать и анализировать материал для дипломного проекта (работы).

При прохождении практик студенты должны строго придерживаться опре-деленных обязанностей, с которыми можно ознакомиться на основании «Поло-жения по проведению практик».



Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студента в вузе, а дипломный проект (работа) является выпускной квалифи-кационной работой (ВКР), характеризующей степень соответствия уровня подготовки выпускника квалификационным требованиям по соответ-ствующему направлению или специальности.

Основной целью дипломного проектирования является приобретение сту-дентами навыков самостоятельного решения комплексных инженерных задач по совершенствованию процессов и систем технической эксплуатации и ремонта авиационной техники, способствующих успешной деятельности и быстрому вводу в строй выпускников Университета на инженерных должностях авиа-предприятий ГА.

Важнейшей особенностью высшего базового образования является обуче-ние в течение 4-х лет (по направлению 160900) и 4.5 года (по направлению 162300), охватывающее более широкую область знаний, чем одна специаль-ность. Эти направления являются базой для изучения ряда органически связан-ных между собою последующих образовательных программ. Студент, закан-чивающий Бакалавриат, защищает бакалаврскую квалификационную рабо-ту – это «усеченная» (по объему решаемых студентом задач) дипломная работа.

Студент Университета, получивший высшее базовое образование и квали-фикацию бакалавр, может продолжить обучение в МГТУ ГА на следующем уровне образования – в Магистратуре - с последующей защитой магистерской диссертации и присвоением квалификации - магистр.

Образовательные программы подготовки магистров имеют научно-иссле- довательскую направленность и реализуются ведущими учеными Университета под руководством заведующих специальными кафедрами.

Студенты Университета могут принимать участие в очных соревнованиях по творческому применению знаний по дисциплинам, изучаемым в Универ-ситете. Такие соревнования проводятся в форме студенческих олимпиад как внутри МГТУ ГА, так и во Всероссийском масштабе. Основной задачей студенческих олимпиад является совершенствование учебной и внеучебной работы студентов. Проводятся они с целью повышения качества подготовки специалистов, развития творческих способностей студентов, а также выявления творчески одаренной молодежи.


Обеспечение учебного процесса. Учебную и научно-исследовательскую работу ведут кафедры и научно-исследовательские подразделения Универ-ситета, возглавляемые опытными учеными-педагогами, среди которых академики, заслуженные деятели науки и техники, отличники воздушного транспорта РФ и др. Около 30% преподавателей – доктора наук, профессора. За 40 лет подготовлено около 20000 инженеров, более 350 магистров и бакалавров техники и технологии.

Учебные и научные лаборатории оснащены новейшей аппаратурой, совре-менной компьютерной техникой, тренажерами, стендами, макетами, действую-щими образцами авиационного и радиоэлектронного оборудования самолетов, техническими средствами обучения и контроля знаний.

Единая университетская телекоммуникационная сеть (более 500 ПК) включает компьютерные классы для групповых и индивидуальных занятий студентов, информационную систему библиотеки, автоматизированные рабо-чие места управленческих подразделений, программно-аппаратный комплекс с выходом во внешние компьютерные сети.

В Университете созданы и успешно работают студенческие научные подразделения, в которых студенты совершенствуют теоретические знания и приобретают практические навыки работы, они занимаются проектированием и постройкой легких летательных аппаратов, разработкой и модернизацией авиационного оборудования и радиоэлектронных систем.

На учебном аэродроме УАТЦ Университета, расположенного в районе аэропорта Шереметьево, студенты проходят практику на различных типах самолетов и вертолетов ГА России (Ил-86, Ил-76, Ил-62М, Ту-154М, Як-40, Ан-24, Ми-2, Ми-8).

Библиотека Университета (более 1 млн. книг) обеспечена фондом учебной литературы по всем направлениям и специальностям подготовки кадров для ГА, актуальным проблемам науки и техники, общественным наукам. Она является одной из лучших библиотек России по авиационной тематике. К услугам читателей – современные читальные залы с электронными каталогами и множительной техникой.


1.3. Основные требования к обучающимся
Общие положения. В целях обеспечения в коллективе обучающихся добро-совестного отношения к обучению, высокого уровня учебной дисциплины, ра-ционального использования учебного времени, повышения качества учебного процесса и полной реализации главных задач Университета в области образо-вания, вытекающих из законодательства РФ об образовании и Устава МГТУ ГА, в Университете действуют Правила внутреннего распорядка, выполнение которых является обязательным для всех обучающихся в Университете.

Студенты Университета обязаны:

- овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и образовательными программами, посе-щать все занятия, предусмотренные расписанием;

- соблюдать Устав Университета, Правила внутреннего распорядка и Пра-вила проживания в общежитии, приказы, указания и распоряжения руководства Университета;

- с уважением относится к преподавателям и другим работникам, а также к обучающимся в Университете, соблюдать законы, нормы этики и морали, правила общежития;

- постоянно стремиться к повышению общей культуры, нравственному и физическому совершенствованию.

Студенты обязаны бережно и аккуратно относиться к имуществу Универ-ситета (беречь инвентарь, учебники, учебные пособия, приборы и т.п.). Студентам запрещается без разрешения администрации Университета выносить предметы и различное оборудование из лабораторий, учебных и других помещений.

Студенты должны быть дисциплинированными, опрятными, соблюдать и поддерживать порядок и чистоту в помещениях. В помещениях Университета запрещается:

- хождение в пальто и головных уборах;

- громкие разговоры, шум;

- курение в неустановленных местах;

- употребление спиртных напитков, наркотических веществ.

Надлежащую чистоту и порядок во всех учебных и учебно-производ-ственных помещениях обеспечивает технический персонал.
Учебный порядок. Обучение в Университете ведется на русском языке. Учебные занятия на дневной и заочной формах обучения проводятся по расписанию, составленному в соответствии с рабочим учебным планом. Учебный год дневной формы обучения состоит из двух семестров. После каж-дого семестра студентам предоставляются каникулы общей продолжи-тельностью в течение года 7…10 недель. Сокращение продолжительности каникул, установленных учебными планами, не допускается.

Учебная нагрузка студента дневной формы обучения, связанная с обяза-тельными аудиторными занятиями, не должна превышать в среднем за период обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят практи-ческие занятия по факультативным дисциплинам. Максимальный объем общей учебной нагрузки студента дневной формы обучения, с учетом его самостоя-тельной работы, не должен превышать 54 часа в неделю.

При заочной форме обучения студенту предоставляется возможность заня-тий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в учебный год.

Начало учебного занятия в Университете оповещается звонком. По окон-чании занятий также дается звонок. После начала занятий во всех учебных и прилегающих к ним помещениях должны быть обеспечены тишина и порядок, необходимые для нормального хода занятий. Недопустимо прерывать учебные занятия, входить и выходить из аудиторий во время их проведения.

Продолжительность академического часа 45 минут. После окончания двух академических часов устанавливается перерыв продолжительностью 10 минут.

После четырех академических часов занятий – обеденный перерыв, продолжительностью 40 минут. До начала учебного занятия и в перерыве между занятиями в аудиториях, лабораториях, учебных мастерских и каби-нетах ведущие занятия подготавливают необходимые учебные пособия и аппаратуру.

Для проведения учебных занятий в аудиториях, лабораториях студенты де-лятся на учебные группы. Численность учебных групп устанавливается прика-зом ректора в зависимости от характера практических занятий. Для проведения лабораторных занятий группы делятся на подгруппы.

В каждой учебной группе, на каждом курсе или потоке, по представлению декана факультета, приказом по Университету назначается командир группы из числа наиболее успевающих и дисциплинированных студентов. Командиры групп, потоков, курсов подчиняются непосредственно деканам факультетов и проводят в группе (потоке, на курсе) все его распоряжения и указания.

Функции командира включают:

- персональный учет посещения студентами всех учебных занятий;

- представление в деканат факультета сведений о неявке или опоздании сту-дентов на занятия с указанием причин опоздания;

- наблюдение за состоянием учебной дисциплины в группе на лекциях и практических занятиях, а также за сохранность учебного оборудования и ин-вентаря;

- своевременная организация получения студентами группы учебников и учебных пособий;

- назначение на каждый день в порядке очереди дежурного по группе;

- получение и выдача стипендии студентам группы;

- выполнение распоряжений декана и заместителя декана, связанных с организацией учебной и учебно-воспитательной работы.

Распоряжения командира группы в пределах указанных выше функций обязательны для всех студентов данной группы. В каждой учебной группе ведется журнал установленной формы, который хранится у командира. Коман-дир регулярно предъявляет в деканат журнал для проверки. Преподаватель производит запись в журнале о проведенном занятии под роспись.

За отличную и хорошую успеваемость, активное участие в научно-иссле-довательской работе, культурно-массовой и спортивно-массовой работе, в общественной жизни Университета для студентов устанавливаются следующие меры поощрения: объявление благодарности; награждение грамотой; награж-дение ценным подарком; выдача премии.

За нарушение учебной дисциплины и Правил внутреннего распорядка администрация Университета может применять следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; отчисление из Университета.
Вопросы для самоконтроля
1. Какими руководящими и нормативными документами регламентирована деятельность вуза в РФ?

2. Дайте характеристику оргструктуры Университета (МГТУ ГА).

3. Какова оргструктура Механического факультета Университета?

4. Изложите структуру и содержание типового Учебного плана.

5. Какие виды учебных занятий введены в вузе и каковы их цели?

6. Перечислите основные требования к обучающимся; в чем заключается учебный порядок, вводимый в вузе?





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница